Какой бизнес-сувенир является самым распространенным и используется практически всеми предприятиями и фирмами независимо от рода их деятельности и численности штата? Конечно, это фирменные ручки с логотипом - универсальная сувенирная продукция на любой случай. Планируя заказать ручки с нанесением корпоративной информации, не все наши клиенты представляют, как будет выглядеть готовое изделие и из каких составных частей оно будет состоять. Чтобы упростить вам выбор и заказ фирменных ручек, мы решили подробно рассказать о конструкции стандартных шариковых ручек, которые используются для изготовления корпоративных сувениров.

Основной корпус

Центральная часть ручки (расположена между клипом и резинкой), за которую держат изделие при использовании. Изготавливается из пластика выбранного цвета и является основной площадкой для нанесения фирменной персонализации.

Верх корпуса (насадка)

Небольшая часть корпуса, расположенная между клипом и кнопкой. Обычно изготавливается из аналогичного с основным корпусом материала того же цвета.

Низ корпуса

Элемент корпуса, расположенный под резинкой, с отверстием для стержня. Изготавливается из того же материала, как и основной корпус, или имеет иной материал и цвет в зависимости от конкретной модели изделия.

Кнопка

Внешняя часть автоматического механизма шариковой ручки. В зависимости от модели изделия изготавливается из пластика или другого материала в тон основному корпусу или другого цвета.

Клип

Крепление ручки - функциональный элемент, расположенный между основным корпусом и верхней частью корпуса. Достаточно большой клип может стать основной или дополнительной площадкой для нанесения корпоративной персонализации.

Резинка

Конструкцией многих шариковых ручек предусмотрен опорный резиновый элемент, расположенный между основной и нижней частью корпуса изделия, предназначенный для создания комфортных условий пользования ручкой (предотвращает скольжение руки, обеспечивает мягкую опору). Изготавливается из резины стандартного или вариативного цвета.

Ознакомившись со стандартным строением ручки более подробно, вам будет проще и комфортнее общаться с нашими специалистами при заказе изделия, а нам - точно выполнять заказ в соответствии с выдвинутыми требованиями и пожеланиями по оформлению изделия.

Мало кто будет задумываться, покупая обыкновенную шариковую ручку, когда и кто изобрел ее. Еще меньше людей знают, что второе название ручки - это «биро». До середины 70-х годов прошлого века оно часто встречалось в обиходе западных стран. По сей день в Аргентине, когда говорят о пишущем средстве, произносят слово «бироме». Такое название обращает наш взгляд в историю. В военные годы в этой испаноязычной стране нашел свое пристанище Ласло Биро, автор-изобретатель шариковой ручки. Когда и как это произошло, попытаемся разобраться.

Кто родитель

На вопрос «В каком году изобрели шариковую ручку?» однозначного ответа не найти. Ошибается тот, кто думает, что родом она из прошлого столетия. Не так давно ученые из Армении исследовали свиток, датированный второй половиной XII века. И по указанному чертежу воссоздали нечто похожее на современную шариковую ручку. Палочка бамбука из двух частей в середине имела полый шарик, который, очевидно, заполнялся каким-то подобием чернил или еще какой густой краской. Поэтому вопрос изобретения весьма спорный и остается открытым.

Известно, что над рабочей версией ручки бились многие умы и не один десяток лет. Фамилии, проставленные на лейблах фирменных экземпляров, говорят нам об участниках шариковой эпопеи продолжительностью почти 100 лет.

Отцом современного варианта шариковой ручки признан Ласло Биро, журналист из Венгрии. Но задолго до его разработок в одной только Америке похожие изобретения патентовали более 300 раз.

Первые шаги изобретения

История создания шариковой ручки приводит нас в конец XIX века, в 1888 год. Безызвестный изобретатель из Массачусетса Джон Лауд запатентовал свое средство для письма с вращающимся наконечником. Нехитрый механизм был устроен так, что на конце стержня, наполненного чернилами, находился крутящийся шарик. Некоторые историки считают, что именно Лауд и был тем, кто изобрел шариковую ручку.

И когда изобретение стали испытывать, то быстро разочаровались: конструкция была недоработанной, шарик то застревал, то отваливался, а чернила ничего не выдавали, кроме клякс.

По следам Джона Лауда в поисках «лучшей ручки» шли многие изобретатели. Среди них были Джордж Паркер (1904 г.) и Ван Вечтен Райзберг (1916 г.). У этих джентльменов получилось не только запатентовать свое детище, но и поставить на коммерческую основу. Но их предприятия потерпели фиаско по тем же причинам, что и у Лауда.

Надо, чтобы писала

В теории шариковой ручки все было сложено хорошо, но на практике она почти не писала. Если что-то и выходило, то это лужицы, портящие бумагу. Как оказалось, проблема была в чернилах, которые реагировали на изменяющуюся температуру воздуха: подтекали, мазали или застывали. Чтобы они хоть что-то более или менее могли выдать, температура должна была быть в пределах 18-23 градусов по Цельсию. В противном случае толку от них не было.

Сразу стало понятно: нужны иные чернила. Над их изобретением и ломали голову долгие годы. Первым, у кого получилось создать что-то подходящее, стало «Бруден Бюро». Его сотрудники могли добиться особой вязкости, взяв за основу воду и масло. Но и этот состав еще какое-то время дорабатывался в пропорциях и ингредиентах. Таким образом было установлено, что самые работающие чернила для шариковых ручек - на масляной основе.

Братья Биро

Венгерский журналист Ласло Биро, в силу своей по профессии, постоянно имел проблемы с ручками, которые могли так некстати и в самый ответственный момент перестать писать или потечь чернилами, испортив нужные записи. Как-то Биро заметил, что краска, используемая в типографии для газет, быстро высыхает на бумаге и не оставляет никаких потеков. Наблюдение натолкнуло его на некоторые мысли.

В 1938 году, вдохновенный идеей, он принимается за разработку ручки-мечты, подключая своего брата Джорджа, химика по профессии. Им удалось усовершенствовать перьевую ручку, заменив ее конец на стержень с чернилами, на конце которого вращался шарик. Этот год является датой рождения шариковой ручки.

Ожидалось, что изобретение принесет прибыль и славу его создателям, но на деле путь оказался более тернист.

Похититель идеи

С приходом Второй мировой войны братья вынуждены были эмигрировать в Аргентину, спасаясь от Третьего рейха. Там они еще раз запатентовали свое изобретение и наладили производство, открыв фабрику Eterpen. Вскоре ручки поступили на прилавки магазинов. В год продавалось около 7 миллионов штук. Но наивные Биро, находясь в своем триумфе, и не подозревали, какие акулы бизнеса плавали рядом. Их идея была украдена.

Американский делец Милтон Рейнолдс навел справки о понравившейся ему новинке. И узнал, что ручки журналиста запатентованы всего в двух странах. Это пахло большими деньгами, учитывая, что самый большой рынок - США - остался открытым.

Рейнолдс ловит удачу, не теряя времени. В 1943 году 10 июня он оформляет патент с заявлением, что он тот, кто изобрел шариковую ручку. И когда запускается ее серийное производство, последовавший успех превзошел самые смелые ожидания бизнесмена, сделав из него миллионера. В прессе он неустанно комментировал, что в своем изобретении опирался на работу своего соотечественника Джона Лауда.

Биро пытались отвоевать свое право на американский патент, но проиграли в суде.

Марсель Биш

Это отдельное имя, заслуживающее внимания в истории шариковой ручки. Французский бизнесмен и производитель письменных канцелярских принадлежностей Марсель Биш какое-то время внимательно наблюдал за взлетами и падениями шариковой ручки на мировых рынках. Профессиональный интерес подстегивает его принять вызов и разобраться со всеми минусами этой ручки, чтобы создать более качественную версию. Марсель покупает право на изобретение у братьев Биро и начинает работать.

Около 2 лет бизнесмен занимался исследованиями ручки, изучая все нюансы положительных и отрицательных свойств. Он делает шарики на конце стержня диаметром всего 1 миллиметр, используя швейцарский способ обработки металла, из-за чего чернила перестали просачиваться через пишущий узел.

Победа пришла в 1952 году. Усовершенствованная ручка с новым дизайном из прозрачного пластика писала намного мягче, не пачкая бумагу и пишущих людей. Но что еще важно, она стала разборной. В продажу также поступили отдельно стержни для шариковых ручек.

Позже Марсель меняет свою фамилию на Бик, делая ее удобопроизносимой и завоевывает мировой рынок. Он заставил покупателей по-новому взглянуть на шариковые ручки и по достоинству их оценить.

Товар буржуев

В Советском Союзе шариковые ручки появились значительно позже относительно других стран. Планируемая сделка с Паркером после капитуляции Германии не состоялась. Это был самостоятельный путь исканий и разработок. И долгое время ничего не получалось: шарики не были похожи на шарики, а чернила не давали нужного эффекта.

В 60-е годы появились поставки шариковых ручек из Европы. История помнит, какая активная пропаганда велась против пишущих средств буржуев. Работы учащихся оценивались на «два», если они были написаны не отечественным пишущим средством. Но народ не сдавался, по достоинству оценив удобство письма ими. Школьники были в восторге, когда в продажу поступили цветные шариковые ручки. Начался настоящий бум.

Лишь в 1965 году, после закупки швейцарского оборудования, Советскому Союзу наконец-то удалось наладить собственное массовое производство шариковых ручек. Дело пошло на лад.

Вам с микрофоном или фотокамерой?

На сегодняшний день шариковая ручка не просто средство для письма или шикарный сувенир с известным лейблом. В нее умудрились приспособить микрофон, радиоприемник, фонарик, часы, фото и видеокамеры. Последнее изобретение - ручка-компьютер. И судя по всему, это еще не конец фантазии. Более серьезные модели служат атрибутом престижа, успеха и достатка. Оценивается все: материал, дизайн, функциональность.

В бизнесе ручка давно перестала быть канцелярской принадлежностью. Сейчас это одна из важных деталей делового имиджа. На подписании договоров бизнесмены берут не абы какую ручку, а шариковую латунь, которая становится прекрасным завершением сделки. Или еще лучше, преподносят ее в качестве подарка своим партнерам или дорогим клиентам.

  • В первой рекламе ручки было заявлено, что она способна писать под водой. Нанятый заказчиком пловец демонстрировал это наглядно.
  • Первоначально стержни шариковых ручек были сделаны гармошкой, для вмещения большего количества чернил.
  • Одной ручкой можно начертить неотрывную линию протяженностью 6 км.
  • Шариковые ручки способны писать при низких температурах, было зафиксировано до -35 градусов.
  • Когда-то ручки считались предметом роскоши и богатства.
  • Ежегодно от шариковой ручки умирают люди.
  • Самая популярная ручка - это Bic Crystal, ежедневно ее производят по 14 миллионов штук.
  • 92 % людей на Земле пользуются шариковыми ручками.
  • Платиновую авторучку Montegrappa стоимостью 1 миллион евро занесли в Книгу рекордов Гиннесса.

Изрядно намучившись с перьями, мир вздохнул свободно, когда изобрели шариковые ручки. И кто способен не оценить этого, если повседневная жизнь никак без них не обходится?

Перед тем, как более подробно остановиться на каждом из этих пишущих инструментов, мы бы хотели сделать небольшой экскурс в историю письменности и тех принадлежностей, которые применялись для письма.

Историческая справка

Письменность

История письменности - это отдельная научная дисциплина, и полностью охватить ее удастся не в одном и не в двух томах научных изысканий. Однако небольшой эксурс в историю будет здесь нелишним.

Первые следы письменности (в более или менее привычном нам виде), обнаруженные соверменными исследователями, имеют возраст около 3000 лет. Именно тогда впервые люди стали складывать из отдельных символов слова и предложения. Способ письма, применяемый в этих, дошедших до наших дней документах, был справа налево, каким сохранился они и теперь в некоторых алфавитах. Современный способ письма (слева направо) появился позднее - в 400 году до н.э. в Древней Греции. Греки положили начало современным алфавитам, в том числе и кириллице (само слово "алфавит" является слиянием двух первых букв греческого письма - альфы и беты). Латинский алфавит, основанный на более старом греческом, сложился в Древнем Риме, вследствие римской экспансии быстро распространился по многим странам и в практически неизменном виде дошел до наших дней. Впрочем, существует множество современных его вариаций - начертание букв отличается в зависимости от языка.

Пержде в письменности использовались только большие (прописные) буквы и только с 7 века н.э. в употребление вошли строчные буквы и комбинации прописных и строчных букв, т.е. именно этот момент можно считть датой окончательного формирования современной письменности.

Материалы

Материалы для письма, т.е. чем и на чем писали люди, особенно нас интересуют.

5000 лет до н.э. - жители Шумера, жившие на реке Евфрат, писали палочками на глиняных дощечках.

3000 лет до н.э. - жители Древнего Египта писали кисточками из камыша на папирусе, используя в качестве красок цветную глину.

200 лет до н.э. - римляне используют серебряное стило и восковую дощечку, а греки - камышовые перья и пергамент.

100-й год н.э. - жители Китая пишут волосяными кисточками и тушью на бумаге.

6-й век н.э. - монахи копируют тексты из Библии на пергаменте, используя уже перья и ченила, но для повседневных записей все еще использовались заостренные стержни и восковые дощечки, так как пергамент был очень дорог.

15-й век - перо и бумага стали широко использоваться европейскими учеными.

Наконец, в 1888 году Джордж Паркер (George S. Parker) основал в Америке и с тех пор вел все записи и подписывал все документы лично им разработанным первым высококачественным пером.

Итак, в течение уже 7000 лет человечество использует пишущие инструменты: начав с примитивных палочек и глины, пройдя через долгие века развития и совершив промышленную революцию 19-го века, люди получили в свое распоряжение металлические перья и бумагу по доступным для всех ценам. С тех пор прогресс в сфере производства пишущих принадлежностей пошел вперед семимильными шагами.

Достаточно быстро на смену простым металлическим перьям пришли первые авторучки, причем уже в конце 19 века появилось несколько очень хороших моделей. К этому же времени желающие могли приобрести достаточно хорошие . В 20-е годы XX века набор из перьевой ручки и карандаша , помещенных в красивую упаковку, считался отличным подарком.

В 40-е годы технические возможности промышленности позволили начать выпуск шариковых ручек. Однако, популярными они стали только десять лет спустя, причм в этом немалая заслуга , разработавшей новый , позволявший использовать довольно долго без замены стержня. Этот новый стержень в отличие от своих предшественников не только не пачкал бумагу, но и позволял при письме использовать разные цвета.

Сравнительно недавно появился другой пишущий инструмент - . Оно совмещает в себе достоинства и - на водной основе, как в , и шарик, как у , одновременно. Более подробно о вы прочитаете ниже.

Перьевая ручка

Сегодня, как и сто лет назад, качество в первую очередь определяется качеством пера и совершенством подачи чернил на перо. Набираются ли чернила в ручку из чернильницы или же используется - это совсем не важно. Точно так же на качество письма практически не влияет материал, из которого изготовлена ручка и наружная отделка ее корпуса.

Основные части перьевой ручки

  1. Корпус
  2. Колпачок *
  3. Наконечник колпачка
  4. Передняя часть ручки
  5. Внутрення стенка колпачка
  6. Резервуар для чернил
  7. Система подачи чернил (коллектор и регулятор нажатия пера)

Заправка из чернильницы

Если у вас возникла необходимость писать в самолете или высоко в горах (то есть в условиях низкого атмосферного давления), то вы можете это делать. Однако, рекомендуем в этом случае предварительно вставить новый . Зачем это нужно? Дело в том, что поскольку воздух расширяется при понижении давления быстрее, чем жидкость, то чем меньше воздуха будет в резервуаре с чернилами, тем лучше.

Перо

Если система подачи чернил - "сердце" авторучки, то перо - это ее "душа". Когда прекрасное перо идеально скользит по бумаге, возникает ни с чем не сравнимое "чувство пера ".

В качественной авторучке должно быть самое совершенное перо . Изготовить такое перо очень непросто. Даже сегодня, когда существуют самые совершенные технологии, многие этапы производства пера выполняются вручную.

Для изготовления перьев применяются такие материалы, как нержавеющая сталь и золото . Выбор материала не оказывает решающего влияния на эластичность и гибкость пера. Более значительными факторами являются величина пера , его форма и конструкция, тщательность его шлифовки, особенное внимание к обработке острия пера . Поэтому, если перо сделано не из золота , а из нержавеющей стали , то оно может быть таким же прочным и одновременно гибким и эластичным, как золотое.

Поскольку и сталь , и золото достаточно быстро изнашиваются при письме, острие пера изготавливается из более дорогого и твердого металла (как правило, платиновой группы). Это дает возможность перу служить десятилетиями, оставаясь таким же качественным.

Очень важное значение для качества пера имеет разрез - продольное рассечение передней части пера на две половины. Разрез этот имеет первостепенное функциональное значение, поэтому выполняется он специальными инструментами и по специальной технологии.

Заключительная процедура при производстве пера - это его заточка . При заточке пера его острие получает определенную форму в зависимости от тех функций, которые данное перо призвано выполнять.

При производстве перьев для число операций процесса изготовления доходит до 30.

Этапы производства перьев

  • Вырезание шаблона, соответствующего будущему размеру пера
  • Штамповка специального узора, эмблемы фирмы и т.п.
  • Прорезание отверстия, до которого позднее будет сделан разрез
  • Скручивание (сворачивание), формовка и окантовка
  • Припаивание наконечника, соответствующего ширине пера
  • Шлифовка острия (наконечника)
  • Выполнение разреза в теле пера
  • Шлифовка и полировка
  • Монтаж системы подачи чернил
  • Проверка
Для более процесс изготовления перьев включает в себя некоторые дополнительные этапы, такие как гравировка и аппликация металлом платиновой группы (родий , рутений ). Кроме того, проходят проверку после каждого технологического этапа.

Виды перьев

Перья бывают прямые , скошенные - для каллиграфического письма . Наиболее распространены прямые перья, наименее - для каллиграфического письма.

По ширине перья также делятся на несколько групп. Чтобы вам было легче сориентироваться в многообразии форм и размеров перьев , приведем здесь их наиболее полную классификацию.

Сейчас в Россию поставляются с тонкими и средними перьями . Вы также можете заказать перья других видов при необходимости.

Внимание! Никогда не пишите тушью!

Прежде, чем мы остановимся на технических особенностях , вспомним историю развития этих пишущих инструментов.

Конструкция роллера

  1. Корпус
  2. Колпачок
  3. Передняя часть корпуса
  4. Наконечник колпачка
  5. Внутренняя часть колпачка с креплением защелки
  6. Стержень роллера

Привет вам, любители интересных фактов и событий! Оказалось, что многих волнует вопрос, кто и когда изобрел шариковую ручку. Но на этот вопрос так просто кратко не ответить, поэтому мы подробно расскажем про всё, начиная от первого изобретателя и заканчивая современным видом шариковой ручки.

Муки каллиграфии

До изобретения привычной всем шариковой ручки человечество писало стилусами (заостренными палочками), перьями из гусиных хвостов, перьевыми ручками и другими непрактичными приспособлениями. Со всеми ними было много хлопот.

Стилусы делали из костей животных и древесины. Писать ими можно было разве что на глиняных дощечках и мягкой коре деревьев. Такие средства для письма были громоздкими, недолговечными и неудобными в использовании.

После того как в «массовое производство» поступила бумага, владеющие грамотой граждане обзавелись перьями и чернилами. Писать ими было удобнее. Буквы выходили красивыми и округлыми.

Но тут возникла проблема: заостренные птичьи перья довольно хрупкие, быстро тупятся и ломаются. Писцам приходилось их постоянно чинить, а изношенные - менять на новые. В арсенале одного переписчика при монастыре были целые горы перьев.

Хуже всего дело обстояло с чернилами. Обмакивая перо в полную чернильницу, человеку нужно было аккуратно и быстро перенести чернила на бумагу, не наделав при этой клякс. Таким искусством владели лишь немногие, поэтому «каллиграфы от бога» ценились высоко.

На пути к шариковой ручке

Приблизительно в 1800-1850 годах наконец-то была изобретена первая ручка с металлическим пером. Ножи для заточки гусиных перьев ушли в прошлое, да и сами птицы вздохнули немного свободнее.

Принцип работы нового пишущего аппарата был тем же. К деревянному основанию крепилось долговечное стальное перо, которое следовало обмакивать в чернильницу. Со временем деревянный стержень заменили на стальной.

Пользоваться новой ручкой оказалось проще и удобнее, но кляксы и испачканные чернилами руки продолжали оставаться грустной реальностью каждого грамотного человека.

Джон Джейкоб Лауд

Этот выдающийся джентльмен, которому человечество обязано созданием шариковой ручки, родился в 1844 году в США, в штате Массачусетс. Джон закончил Гарвард, получил диплом юриста, стал работать кассиром в банке. По роду деятельности он постоянно имел дело с перьевыми ручками и маркими чернилами.

К счастью, Джон Лауд обладал живым умом и изобретательностью. Постоянно мучиться с перьями было явно не для него. Когда именно мужчине пришла в голову идея использовать шарик в средстве для письма, доподлинно не известно. Сохранились лишь сведения, что в 1888 году изобретение было запатентовано. Поэтому можно смело сказать, что именно Джон Лауд изобретатель авторучки.

Талантливый кассир назвал его «авторучкой с вращающимся наконечником». Остались ее чертежи и подробное описание. Основой устройства был полый стержень, имеющий с одной стороны шарик, а с другой - поршенек. В стержень следовало заливать чернила. Затем можно было писать, легонько поджимая поршень.

Судьба находки

Свое изобретение Лауд позиционировал как средство для письма на кожаных, деревянных и других шероховатых поверхностях. Так, новой ручкой можно было бы наносить маркировку на мешки для купюр и монет.

Эту идею Джон мог подсмотреть у работников сельского хозяйства, которые метили мешки с продукцией небольшими каучуковыми шариками. При трении мягкий каучук оставлял на мешковине следы. Так и подписывали тюки за сотню лет до создания первой шариковой ручки.

Какой бы гениальной ни была идея Джона Лауда, его чертежи так и остались пылиться в бюро патентов. Главной проблемой новой ручки были слишком жидкие чернила. Они постоянно подтекали и пачкали пальцы. Бизнесменов такое приспособление не заинтересовало.

Ласло Биро и попытка №2

В юности он долго искал себя. Сначала поступил в мединститут, чтобы стать стоматологом. Затем пошел работать в нефтяную компанию. Продажа топлива привела к увлечению автогонками. Вот тут-то впервые и проявился изобретательский талант Ладислава Биро. Первый его патент на автоматическую коробку передач купила, ни много ни мало, сама General Motors.

Получив гонорар, изобретатель решил пожить сначала в Париже, затем в Аргентине. Во время путешествий писал репортажи, внезапно обнаружив у себя задатки журналиста. Они привели Биро в издательство, которое и подтолкнуло к созданию нового изобретения - шариковой авторучки, какой мы ее знаем сейчас.


Камень преткновения

В 1935 году Ладислав Биро издавал собственную газету и часто имел дело с типографской краской. По сравнению с чернилами для письма она была более густой, вязкой и быстрее сохла. Ласло занимался также редактурой, поэтому его пальцы постоянно были выпачканы чернилами. Вот эти два факта и связались воедино в гениальном мозгу венгерского изобретателя.

Когда Биро решил запатентовать собственную шариковую ручку, оказалось, что таких патентов в бюро уже несколько сотен. Использовать шарик для письма додумались давно, а вот поменять в стержне чернила сообразил только Ласло. Помог ему в этом брат-химик Георгий.

Вместе они долго экспериментировали с типографской краской. Для авторучки она явно была слишком густой. Краска забивалась в промежутки между шариком и стенками стержня, образовывала комочки. Братья Биро стали смешивать ее с разными маслами и нефтепродуктами. В результате их совместных усилий появились новые чернила. Они были в меру густыми и быстросохнущими.

Авторучки для всех

В США выдать патент на новую авторучку отказались, потому что идея не была оригинальной. Ласло обратился в венгерские и аргентинские бюро. В них и было зарегистрировано изобретение, которое можно было, наконец-то, пустить в производство.

Занялись этим сами братья Биро. В 1943 году они открыли в Аргентине компанию по производству инновационных шариковых ручек. Предприятие называлось «Eterpen». Продукция раскупалась как горячие пирожки.

Аргентинцы с таким трепетом относятся к личности Ласло Биро, что день его рождения до сих пор отмечают как национальный праздник, а сами ручки зовут «бироме».

На грани разорения

Изобретения Лауда и Биро прошли непростой путь, пока не появилась авторучка в современном виде, в котором она существует сейчас. Даже усовершенствованные Ладиславом Биро чернила имели некоторые недостатки. Текли они неравномерно; письмо получалось прерывистым. Ручку приходилось держать только вертикально.

Братья Биро постоянно работали над своим детищем. На его основе изобретатели создали капиллярную ручку. Последнюю можно было держать под каким угодно углом, и она всегда хорошо писала.

Увы, новинка спросом не пользовалась. В военные и послевоенные годы людям было не до супермодных канцелярских принадлежностей. Биро оказались на грани банкротства, но тут вмешался Господин Случай. Американские летчики, по роду службы часто бывавшие в Аргентине, заметили «бироме». Вскоре о диковинке узнали в США.

Американская компания «Eberhard Faber» выкупила у Биро патент на производство шариковых авторучек за $500 000. Права на само изобретение оставались у братьев. По крайней мере, они так думали.

Украденное изобретение

В том же 1943 году предприимчивому и не особо честному чикагскому дельцу Мильтону Рейнольдсу случилось побывать в Аргентине. Там он купил парочку «бироме» и быстро смекнул, какой ошеломляющий коммерческий потенциал у этого устройства в США.

Вернувшись на родину, бизнесмен прочесал все патентные бюро и выяснил вот что: срок действия патента Джона Лауда и других менее удачливых изобретателей в Америке истек. Рейнольдс без зазрения совести зарегистрировал новинку на свое имя и стал единоличным владельцем прав на ее производство.

Чтобы никто не мог подкопаться, делец запустил продажи быстрее, чем компания «Eberhard Faber». С юридической точки зрения все было честно. Историческая же правда пострадала. В Америке Рейнольдса до сих пор считают изобретателем шариковой ручки.

Но вы-то теперь знаете, кто и когда на самом деле изобрел шариковую ручку. Поэтому не дайте себя провести юридическими документами.

  • Ша́риковая ру́чка - разновидность ручки (авторучки), при письме которой чернила переносятся из резервуара на бумагу вращающимся шариком. Состоит из стержня - пластиковой трубочки, заполненной пастообразными чернилами, и шарикового пишущего узла (наконечника), размещённого на конце стержня. Наконечник состоит из трубки (из меди, нейзильбера, стали или др.), одним концом входящей в стержень, и маленького металлического шарика, размещённого с небольшим зазором в другом конце трубки так, что один его конец выступает из трубки. Для достижения износоустойчивости шарики изготавливают из твёрдого материала, например, из стали или карбида вольфрама, а сферической формы добиваются шлифованием с использованием алмазной пасты или другими методами. Благодаря сферической форме и зазору между шариком и трубкой наконечника, шарик может вращаться. Чернила из стержня по трубке наконечника поступают к шарику и смачивают один его конец. При письме шарик вращается за счёт трения между бумагой и шариком, смоченная чернилами сторона шарика оказывается снаружи трубки, и чернила с шарика переносятся на бумагу. Вязкость и плотность чернил должны быть такими, чтобы чернила не вытекали (были густыми) из стержня ни с открытого конца, ни через зазор между трубкой и шариком, прилипали к последнему и переносились на бумагу, к тому же чернила должны достаточно быстро сохнуть на бумаге, поэтому чернила для перьевых ручек не подходят для шариковых авторучек. Чернила для шариковых авторучек (чернильная паста) создаются на масляной основе с добавлением пигментов или красителей для придания им различных цветов. За счёт простоты конструкции шариковые ручки дёшевы и широко распространены.

    Принцип действия ручки был запатентован 30 октября 1888 года в США Джоном Лаудом. В последующие годы были изобретены и запатентованы различные конструкции шариковых ручек: 3 мая 1904 года - Джорджем Паркером, в 1916 году - Ван Вечтен Райзбергом (англ. Van Vechten Reisberg).

    Современная шариковая ручка изобретена венгерским журналистом Ласло Биро (венг. László József Bíró) в 1931 году и запатентована в 1938 году. В Аргентине, где многие годы жил журналист, такие ручки называют в честь него «биромами».

    Первые шариковые ручки производились по заказу Королевских военно-воздушных сил Великобритании, поскольку обычные перьевые авторучки протекали в самолётах от снижения атмосферного давления при наборе высоты.

    В 1953 году француз Марсель Бик усовершенствовал и упростил конструкцию, получив самую дешёвую (одноразовую) в производстве модель шариковой ручки под названием «Bic Cristal».

    В СССР шариковые ручки получили распространение в конце 1960-х годов, после того как их массовое производство началось осенью 1965 года на швейцарском оборудовании. Стержни и пишущие узлы были в дефиците, поэтому для населения была организована заправка стержней пастой на базе мастерских по ремонту бытовой техники.

    Мастер сначала твердой проволокой с тыльной стороны выдавливал шарик из пустого стержня на магнит, потом вставлял стержень в специальный станок, и движением рукоятки сверху вниз закачивал туда пишущую пасту, потом надавливал стержнем на шарик, и он вставал на место. Вытирал все ветошью. Стоило копейки. Из-за частой заправки стержня шарик и его паз разбивались, со временем такая ручка начинала «сопливить».

    Некоторое время в советских школах ученикам младших классов не разрешали пользоваться шариковыми ручками, считая, что с ними невозможно выработать правильный и красивый почерк (первые шариковые ручки писали заметно хуже перьевых чернильных). С улучшением качества шариковых ручек этот запрет постепенно сошёл на нет.