Контрольная работа № 2

По теме «Политическая карта мира».

Задание:

1.Ответьте на вопросы теста, используя параграфы 19-22.

2.Работа рассчитана на 90 минут.

3.Критерии оценки: «отлично» - 54 – 45 баллов

«хорошо» - 44 - 33 баллов

«удовлетворительно» - 32 - 20 баллов

Вариант 1

1.Главный объект политической карты мира – это:

1.Мировой океан; 2.Природные зоны; 3.Климат; 4.Государства.

2.В ХХ века количество стран и территорий достигло: 1.120; 2.230; 3.200; 4.320.

3.Политически независимыми государствами называются:

1.Колонии; 2.Суверенные; 3.Метрополии; 4.«Ключевые» страны.

4.Расставьте следующие станы по мере убывания площади:

1.Канада; 2.Австралия; 3.Россия; 4.Китай..

5.К микрогосударствам Европы не относится:

1.Ватикан; 2.Монако; 3.Бруней; 4.Португалия.

6.Укажите верный вариант ранжирования стран по численности населения

1.Китай, Индия, США; 2.Индия, Бразилия, Китай; 3.Китай, США, Индонезия.

7.Приморское положение не имеют страны:

1.Китай и Намибия; 2.Швеция и Чили;

3.Швейцария и Афганистан; 4.Испания и Мавритания.

8.Страна-архипелаг – это:

1.Индонезия; 2.Япония; 3.Исландия; 4.Шри-Ланка.

9.Полуостровное положение не имеет страна:

1.Франция; 2.Италия; 3.Греция; 4.Норвегия.

10.Стана Зарубежной Европы, не имеющая выхода к морю:

1.Швейцария; 2.Германия; 3.Дания; 4.Швеция;

11. Показатель, характеризующий стоимость всей продукции, выпущенной на территории данной страны за год (в долларах США) называется: 1.ВОЗ; 2.ВВП; 3.ИКТ; 4.ЕС

12. В «большую восьмерку» не входит страна:

1.США; 2.Ангола; 3.Япония; 4.Россия.

13. К «ключевым странам» не относится:

1.Индия; 2.Бразилия; 3.Южная Корея; 4.Мексика.

14. К НИС не относится страны:

1.Сингапур; 2.Тайвань; 3.Таиланд; 4.Республика Корея.

15. Нефтеэкспортирующие страны расположены в районе:

1.Персидского залива;2.Бенгальского залива; 3.Средиземного моря; 4.Аравийского моря.

16.Россия относится к странам:

1.«Ключевым»; 2. НИС; 3.странам с переходной экономикой; 4.нефтеэкспортирующим.

17.Какая форма правления предусматривает передачу власти по наследству:

1.Республика; 2.Монархия; 3.Федерация; 4.Унитарная республика.

18.Какой континент не имеет монархии:

1.Евразия: 2.Африка; 3.Южная Америка; 4.Северная Америка.

19.Какая из перечисленных стран является конституционной монархией:

1.Великобритания; 2.Ватикан; 3.Финляндия; 4.Бангладеш.

20.Какая страна является абсолютной монархией:

1.Норвегия; 2.Бельгия; 3.Саудовская Аравия; 4.Венгрия.

21.Теократической монархией является:

1.Монако; 2.Румыния; 3.Катар; 4.Ватикан.

22.В какой части света в конце ХХ века появилось наибольшее количество новых государств:

1.В Африке; 2.В Азии; 3.В Европе; 4.В Америке.

23.Частью какого государства в ХХ веке являлись следующие страны: Белоруссия, Украина, Грузия, Азербайджан?

1.СССР; 2.России; 3.США; 4.СНГ.

24.Форма административно-территориального устройства, при которой в составе государства нет самоуправляющихся государственных образований, называется:

1.Монархией; 2.Федерацией; 3.Республикой; 4.Унитарным государством.

25.Федеративным государством не является:

1.Франция; 2.Бельгия; 3.Россия; 4.США.

26.К НИС относится:

1.Сербия; 2.Россия; 3.Сингапур; 4.Китай.

27.Установите соответствие между странами-гигантами по численности населения и их столицами:

1.Китай; 2. США; 3. Индия; 4.Индонезия.

1.Джакарта; 2.Вашингтон; 3.Пекин;4.Дели.

28.Укажите варианты, в которых верно указана столица государства:

1.Индия – Бомбей; 2.Великобритания – Манчестер; 3.Италия – Рим; 4.Польша – Краков.

29.Какие из перечисленных стран являются развитыми государствами с федеративной формой правления?

1.Италия; 2.Германия; 3.ОАЭ; 4.Бельгия.

30.Какие из перечисленных стран являются наименее развитыми?

1.Египет; 2.Индонезия; 3.ОАЭ; 4.Чад.

31.Большее число стран мира относится:

1.К развивающимся; 2.К развитым; 3.К странам с переходной экономикой; 4.К ключевым странам.

32.Большинство монархий в настоящее время находится:

1.В Африке; 2.В Европе; 3.В Северной Америке; 4.Южной Америке.

33.По форме правления преобладают страны:

1.Монархии; 2.Республики; 3.Федерации; 4.Унитарные.

34.Установите соответствие:

1.Нефтеэкспортирующие страны 1.Бразилия, Индия

2.Новые индустриальные 2.Иран, Алжир

3.Ключевые государства 3.Тайвань, Сингапур

4.Страны, входящие в блок НАТО 4.США, Канада

35.К экономически развитым странам относятся:

1.Япония, США, Норвегия; 2.Испания, Франция, Китай; 3.Германия, Польша, Украина; 4.Финляндия, Чехия, Албания.

36.Большинство НИС расположено:

1.В Европе; 2.В Юго-Западной Азии; 3.В Юго-Восточной Азии; 4.В Африке.

37.К группе наименее развитых стран относятся:

1.Чили, Аргентина, Бразилия; 2.Судан, Бутан, Афганистан; 3.Саудовская Аравия, Катар, Кувейт; 4.Сингапур, Южная Корея, Китай.

38.Выберите правильное утверждение:

1.США – республика, унитарное государство;

2.Италия – монархия, унитарное государство;

3.Индия - республика, федеративное государство

4.Саудовская Аравия – абсолютная монархия.

39.Установите соответствие:

1.Венгрия; 2.Канада; 3.Германия; 4.Беларусь.

1.Страна в составе СНГ; 2.Государство в составе Содружества; 3.Страна входит в состав «большой восьмерки»; 4.Страна с «переходной» экономикой.

40.Какая из указанных стран является одновременно гигантами и по площади, и по населению:

1.США; 2 Австралия.; 3.Индонезия; 4.Нигерия.

41.Какая страна не имеет выхода в Мировой океан:

1.Канада; 2.Норвегия; 3.Корея; 4.Словакия.

42.Выберите островное государство:

1.Венесуэла; 2.Австралия; 3.Марокко; 4.Индонезия.

43.Самой северной страной из перечисленных является:

1.Нигерия; 2.Чили; 3.Филиппины; 4.Турция.

44.Одной из наименее развитых стран мира является:

1.Эфиопия; 2.Малайзия;3.Иран; 4.Албания.

45.Определите государство, территория которого расположена сразу в двух частях света:

1.Египет; 2.Панама; 3.Китай; 4.Бразилия.

46.Укажите верное утверждение:

1.Монархий в мире больше, чем унитарных государств;

2.Унитарных государств меньше, чем федераций.

3.Федераций в мире больше, чем республик.

4. Республик в мире больше, чем монархий.

47.Выделите федеративное государство Азии:

1.Индия; 2.Турция; 3.Индонезия; 4.Саудовская Аравия.

48.Столицей Дании является:

1.Амстердам; 2.Осло; 3.Стокгольм; 4.Копенгаген.

49.Найдите ошибку в перечне европейских унитарных государств:

1.Франция; 2.Швейцария; 3.Греция; 4.Дания.

50.Определите страну, занимающую одно из первых стран в мире по запасам нефти:

1.Англия; 2.Иран; 3.Австралия; 4.Бразилия.

Ключ к контрольной работе № 2

ответ

ответ

ответ

ответ

ответ

3142

1-2 3-1

2-3 4-4

Введение

Формы территориального устройства представляют собой административно-территориальное и национальное строение государства, раскрывающее характер взаимоотношений между его составными частями, между центральными и местными органами государства. В теории и практике государственного строительства различают следующие формы территориального устройства: унитарные, федеративные и конфедеративные.

Конкретный выбор формы территориального устройства зависит от ряда многочисленных внутренних (в большей степени) и внешних факторов.

Унитарные государства:

Одна система высших органов представительной, исполнительной и судебной власти;

Одна конституция, финансовая, налоговая и законодательные системы, единые вооруженные силы;

Наличие местных органов власти, не обладающих признаками суверенитета.

Присущая всем унитарным государствам централизация может проявляться в разных формах и разной степени. В некоторых странах вообще отсутствуют местные органы и административно-территориальные единицы управляются назначенными представителями центральной власти. В других государствах местные органы создаются, но они поставлены под контроль (прямой или косвенный) центральной власти.

Права по самоуправлению у автономных образований несколько шире, чем у населения обычных административно-территориальных единиц. Однако самостоятельность автономий допускается только в пределах, установленных центральной властью. В унитарном государстве может функционировать и местное самоуправление, действовать муниципальные органы.

Унитаризм по сравнению с дроблением территории на уделы, княжества, - явление, безусловно, прогрессивное, способствует становлению единого рынка, развитию экономических отношений. Однако с развитием общества, проявлением глобальных экономических проблем и других факторов начинаются интеграционные процессы, которые приводят к созданию сложных государственных образований.

Курсовая работа состоит из введения, двух глав, которые в свою очередь разбиты на параграфы

Цель моей курсовой работы - раскрыть характерные черты унитарного государства и проанализировать значимость этой формы государственного устройства на примере отдельных государств.

Для написания работы я использовал учебную литературу по курсу "Теория государства и права" и "Конституционное право зарубежных стран"., а также монографии. В целом, мне хотелось бы отметить, таких авторов учебников как: Мишина А. А. Венгерова А. Б. Хропанюка В. Н. Данные учебные пособия отличает простота и доступность, с которой излагается тема, а также множество приведенных примеров, позволяющих мыслить уже не гипотетически, а основываясь на конкретных фактах.

Основная часть

1глава основной части

Для рассмотрения понятия «унитарная форма государственного устройства», на мой взгляд, необходимо сказать несколько слов о формах государственного устройства, так как «унитарное государство» является составляющей формой государственного устройства.

Форма государственного устройства - это национальное и административно-территориальное строение государства, которое раскрывает характер, взаимоотношений между его составными частями, между центральными и местными органами государственного управления, власти.

Форма государственного устройства показывает:

а) из каких субъектов состоит государства;

б) каково правовое положение субъектов, и какие взаимоотношения между ними;

в) как строятся отношения между центральными и местными органами власти;

г) в какой государственной форме выражаются интересы каждой нации, проживающей на этой территории.

«Наличие конкретной формы государственного устройства в определенной стране зависит от целого ряда социальных, исторических, национальных, географических и иных условий. Именно эти условия определяют специфику наличной формы государственного устройства, которая никогда не может быть результатом случайного стечения обстоятельств, но всегда детерминирована» .

По форме государственного устройства все государства можно подразделить на основные группы:

1) Унитарное государство - это единое государственное образование, состоящее из административно-территориальных единиц, которые подчиняются центральным органам власти и признаками государственной независимости не обладают. Это самая преобладающая форма государственного устройства в мире. Унитарными государствами являются такие страны как Великобритания, Франция, Италия, Швеция, Норвегия, Финляндия, Греция, Испания и т.д.

Исторически унитарная форма государственного устройства сложи­лась самой первой, вместе с самим государством. Все без исключения государственные образования древности и средних веков обладали этой формой государственного устройства. Примером тому могут слу­жить Римская империя, императорские Китай и Япония, средневековые европейские королевства. Позднее, с развитием идей просвещения и гуманизма, появилось немало прогрессивных идей, что и привело к появлению в области государственного строительства многих стран и иных форм государственного устройства федераций и конфедератив­ных государственных союзов.

С точки зрения взаимоотношения местного самоуправления и органами государственными власти, унитарные государства можно разделить:

а) Децентрализованные государства - это государства, в которых Конституцией разграничены полномочия между центральной властью и территориальными единицами высшего уровня (Франция, Испания).

В децентрализованных унитарных государствах крупные регионы пользуются широкой автономией и даже располагают собственными парламентами, правительствами, административно-управленческими структурами и самостаятельно решает переданные им в ведвние вопросы. Чаще всего – это вопросы образования, коммунального хозяйства, охраны общественного порядка и т.п.

б) Централизованные государства - это государства, в котором властные функции на местах осуществляют только, представители назначенные центральными органами власти (Великобритания, Швеция, Дания).

Централизованные государства могут предоставлять достаточно широкую самостоятельность низовым органам управления. Однако в них средние уровни управления не обладают значительной автономией и непосредственно ориентированы на выполнение решений центральными органами управления.

Также являются государства с выраженными авторитарными политическими режимами. В ряде стран Африки значительная роль в осуществлении власти на местах принадлежит родо-племянным вождям. В прочем, сейчас редко можно встретить государства, где на местах отсутствуют выборные органы. Однако в странах с однопартийной системой, формальное наличие местных выборных органов власти есть не более чем ширма для всевластия на местах.

в) На их основе организуется и третий тип - смешанный, присущий системам самоуправления Италии, Норвегия.

Унитарное государство в зависимости от этнического состава может быть:

● национальным (Франция, Эстония, Япония);

● многонациональным (Китай, Афганистан);

Унитарная форма государственного устройства ха­рактерна для государственных образований, являющихся субъектами какой - либо федерации. Так, например любая республика в составе Российс­кой Федерации является государством с унитарной формой правления .

2) Федерация - представляет собой добровольное объединение ранее самостоятельных государственных образований в одно союзное государство. Такие государства как: Российская Федерация, Канада, Австрия, Индия и т.д.

Федерация как особая форма государственного устройства начала возникать вместе с появлением в XVII – XVIII веках республик, вместе с волной буржуазно - демократических ре­волюций. Пожалуй, наиболее известным примером федерации могут послужить Соединенные Штаты Америки.

В зависимости от принципа формирования различают виды федерации:

а) административные, где в основу деления территории положены плотность населения, рельеф местности, запасы полезных ископаемых и другие территориально-экономические признаки (США, Мексика);

б) национальные, основой территориального деления служит этнический состав населения (Югославия).

3) Конфедерация - это государствен­ный союз государств . То есть ни одно из государств - членов кон­федерации не утрачивает своего государственного суверенитета; части конфедерации не только обладают своими органами власти и управления, но зачастую сохраняют свою национальную денежную сис­тему, армию, полицию и т.д.

Конфедерация возникает, как правило, на недолгий срок, для ре­шения каких - либо общественных целей (объединение усилий в той или иной сфере человеческой деятельности: внешней или внутренней политике, военном деле, культуре или искусстве, экономике и др.). Как правило, конфедерация не имеет собственных органов управле­ния; чаще всего создаются консультативные, наблюдательные или контрольные органы.

Впрочем, в последнее время взгляд на конфедерацию, как на один из видов формы государственного устройства начал меняться. Многие авторы полагают, что конфедерация не является самостоятельным государством, а всего лишь содружест­вом, союзом абсолютно независимых государств, созданным для дос­тижения каких - либо конкретных целей (оборона от общего врага, экономическое развитие, политическое объединение и т. д.) .

Вышеперечисленные три формы государственного устройства явля­ются основными, но еще существует особая форма ассоциирован­ного государственного объединения, именуемая содружеством. Здесь суверенные, независимые государства выступают по отношению к объ­единениям в качестве "ассоциированных участников".

Эта форма по­казала свою жизнеспособность в Западной Европе в виде Европейско­го Сообщества. При существовании экономических предпосылок (об­щего рынка) и единой правовой среды (создаваемой, в частности, судом ЕС в Люксембурге). Происходит углубление государственной интеграции, что может выразиться в переходе к конфедеративному государственному устройству, а то и к федеративному государствен­ному образованию (интеграционные процессы последних лет в рамках Европейского Сообщества говорят о том, что его страны шаг за ша­гом приближаются к уровню государственной интеграции, характерной для федерации) .

1.1 Понятие и характеристика унитарного государства

Форма государственного устройства наиболее полного раскрывает и показывает внутреннюю структуру государства, как образования, имеющие черты, отличающие его от любого другого образования. На сегодняшний день выработаны только две бесспорные формы государственного устройства – унитарная и федеративная.

Подавляющее большинство стран мира (около 85%) избрало унитарную форму своего политико-территориального устройства. Это - Китай и Япония, Великобритания и Франция, Италия и Испания, Египет и Марокко, Польша и Венгрия, Украина и Беларусь, Греция и Норвегия, Финляндия и Швеция, Португалия и Нидерланды, Румыния и Болгария, Иран и Ирак, Саудовская Аравия и Сирия, Чехия и Словакия, Турция и Ливия, Ливан и Израиль, Казахстан и Узбекистан, Дания и др.

В большинстве из них ни в официальном наименовании страны, ни в основах ее конституционного строя их унитарная форма обычно не указывается, а во многих конституциях таких государств нет специальных статей и разделов, посвященных этим вопросам. Но нередко в других такое определение в том или ином виде содержится.

Так, например, в начальных статьях конституций Португалии, Румынии, Украины, Бангладеш, Мозамбика, Беларуси, Казахстана, Кыргызстана и др. прямо говорится об их унитарном характере, а в Конституциях Франции, Финляндии, Люксембурга, Таиланда, Бенина, Грузии, Узбекистана, Туркменистана и др. - о единстве и/или неделимости этих государств, их территории.

Унитаризм пришел на смену феодальной раздробленности и, несомненно, сыграл исторически прогрессивную роль по отношению у прогрессу развития государственности.

В научной литературе он рассматривается как нормальная, наиболее распространенная и естественная форма государственной организации. Для наиболее эффективной реализации основной функции государства – управления обществом, унитарная форма государственного устройства является оптимальной. Не случайно большая часть современных государств являются унитарными.

В юридической литературе четко определенно понятие унитарного государства. Понятие «унитарное государство» происходит от латинского слова “unus”, “unitas” - один, единство. Унитарное государство – это единое цельное государство, состоящее из административно-территориальных единиц, которые подчиняются центральным органам власти и признаками государственного суверенитета не обладают.

В унитарном государстве высока степень централизованного руководства и регулирования жизни государства в целом и многих хозяйственных, социальных и иных процессов в частности, хотя у органов административно-территориальных единиц государства в местных делах степень самостоятельности может быть вполне достаточной.

Центр старается не подменять местные органы и не вмешиваться в их деятельность, если она основана на законе. И все-таки в унитарном государстве не исключено вмешательство центра в жизнь отдельных территорий, в том числе и отмена актов местных органов представительной и исполнительной власти. К тому же, хотя органы административно-территориальных единиц и имеют возможности обращения в центральные государственные органы, однако их влияние на решение вопросов в центре гораздо скромнее, чем в федеративном государстве, и выражается, как правило, в просьбах и ходатайствах, далеко не всегда юридически обязательных для центральных органов».

«Унитарное государство обычно называют простым государством, оно делится административно-территориальные единицы. В унитарном государстве высока степень централизованного руководства и регулирования жизни государства в целом и многих хозяйственных, социальных и иных процессов в частности, хотя у органов административно-территориальных единиц государства в местных делах степень самостоятельности может быть вполне достаточной. Центр старается не подменять местные органы и не вмешиваться в их деятельность, если она основана на законе. И все-таки в унитарном государстве не исключено вмешательство центра в жизнь отдельных территорий, в том числе и отмена актов местных органов представительной и исполнительной власти. К тому же, хотя органы административно-территориальных единиц и имеют возможности обращения в центральные государственные органы, однако их влияние на решение вопросов в центре гораздо скромнее, чем в федеративном государстве, и выражается, как правило, в просьбах и ходатайствах, далеко не всегда юридически обязательных для центральных органов.»

Унитарное государство характеризуется следующими признаками:

· Унитарное государство предполагает единые, общие для всей страны высшие представительные, исполнительные и судебные органы, которые осуществляют руководство соответствующими местными органами.

· На территории унитарного государства действует одна конституция, проводится обязательная для всех административно-территориальных единиц общая налоговая и кредитная политика.

· Составные части унитарного государства (области, департаменты, округа, провинции, графства) государственным суверенитетом не обладают. Они не имеют своих законодательных органов, самостоятельных воинских формирований, внешнеполитических органов и других атрибутов государственности. В то же время местные органы в унитарном государстве обладают известной, а иногда и значительной самостоятельностью.

· Унитарное государство, на территории которого проживают небольшие по численности национальности, широко допускают национальную и законодательную автономию.

· Все внешние межгосударственные сношения осуществляют центральные органы, которые официально представляют страну на международной арене.

· Унитарное государство имеет единые вооруженные силы, руководство которыми осуществляются центральными органами государственной власти.

2 глава основной части

2 Унитарные государства в современном мире

Унитарное государство имеет одну конституцию, одно законодательство, одно гражданство, единую систему органов государственной власти и управления, одну судебную систему, единый бюджет и налоговую систему и т.д. Поэтому унитарное государство нередко называют единым слитным, простым по своей структуре государством, в отличие от федеративного государства как сложного, составного, союзного, объединенного. Это можно сказать, «идеальный тип» унитарного государства, от которого в реальной жизни имеют более или менее существенные отклонения, сближающие иногда такие разновидности унитарного государства с федеративным.

Простые унитарные государства по своей территориальной структуре включают в себя только обычные административно-территориальные единицы. Если же унитарное государство имеет на своей территории еще и особые, автономные образования, то оно рассматривается как сложное. Административно-территориальное деление имеют практически все государства, и лишь в крайне редких случаях (например, Мальта, Бахрейн, Науру или Тувалу в Океании) из-за особой малочисленности населения и очень небольшой территории такое деление отсутствует. Административно-территориальные деления унитарного государства может быть двухзвенным (например, провинции – муниципалитеты в Нидерландах или области – общины в Армении и Болгарии), трехзвенными (например, область – провинция – коммуна а Италии) и даже четырехзвенными (например, регион – департамент – район – община во Франции).

По характеру взаимоотношений между государством в целом, высшими органами государственной власти и управления и его структурными частями, их органами власти, управления и самоуправления унитарные государства подразделяются на централизованные и децентрализованные.

Степень централизации или децентрализации унитарного государства зависит от распределения полномочий между центральными и местными уровнями правительства, а также от разделения полномочий между различными ветвями власти. Децентрализация не есть федерализм. Она может предоставлять территориям широкую автономию, но без наделения законодательной и судебной властью.

В свою очередь централизованные государства по степени своей централизации могут разграничиваться на крайнецентрализованные или сверхцентрализованные, характерные для недемократических стран, и умеренноцентрализованные или демократически централизованные. Точно так же децентрализованность унитарных государств может быть достаточно высокой и относительно слабой. В сверхцентрализованных и централизованных унитарных государствах обеспечивается вертикаль жесткого и полного подчинения среднего и нижнего территориального звена управления центру, который назначает или утверждает своих представителей для управления регионами и местами (Индонезия, Таиланд, Польша, Болгария и др.).

Для децентрализованных унитарных государств характерны более или менее широкая самостоятельность регионов и мест в отношении центра, который либо вообще не имеет назначаемых им представителей в областях (регионах) и на местах, либо имеет их лишь в среднем звене с ограниченной компетенцией, наряду с действующим в этом звене органом местного самоуправления и широким местным самоуправлением в низшем звене (Франция, Великобритания и др.).

Административно-территориальное деление унитарной страны может прямо закрепляться в ее конституции, а может находить в ней косвенное отражение или о нем может вовсе не идти речь в конституции. Так, в конституции Испании содержится целый раздел «О территориальном устройстве государства», где подробно излагаются общие принципы, конституционные основы местной администрации и автономных сообществ.

В ст. 5 Конституции Италии говорится, что единая и неделимая республика признает местные автономии и содействует их развитию, осуществляет самую широкую административную децентрализацию, приводит принципы и методы своего законодательства в соответствии с требованиями автономии и децентрализации. В специальной главе «Области, провинции и коммуны» (ст. 114-133) четко определяются права и полномочия областей как автономных образований, их перечень, а также статус провинций и коммун как автономных территориальных единиц более низкого уровня, возможность подразделения территорий провинций на округа «с исключительно административными функциями для последующей децентрализации (ст. 128, 129 и др.).

В Конституции Греции (ст. 101) указывается, что административное деление страны производится, исходя из геоэкономических, социальных и коммуникационных условий и что государственная администрация организуется на основе децентрализованной системы. О провинциях и муниципалитетах говорится в гл. 7 Конституции Нидерландов (ст. 123-132). В Конституции Португалии речь идет об унитарном государстве, которое «уважает в своей организации принципы автономии местных органов власти и демократической децентрализации государственного управления (ч. 1 ст. 6). Раздел 7 и 8 этой Конституции закрепляет статус автономных областей и организацию местной власти.

Примерами простых унитарных государств, в которых нет автономных образований, могут служить Индонезия, Египет и Польша.

Административно-территориальное устройство Индонезии включает 27 провинций и особую столичную территорию г. Джакарты. Во главе провинций находятся назначаемые Президентом губернаторы и местные советы народных представителей. Провинции подразделяются на области (их около 300) во главе с главами областей. В число областей включаются и ряд крупных городов, возглавляемые мэрами. Области в свою очередь разделяются на районы (их более 3200) во главе с назначаемым правительством чиновниками (чаматами). Районы включают низовые территориальные единицы (десы) во главе со старостами.

Административно-территориальное устройство Египта включает 27 провинций, каждая из которых подразделяется на округа, а округа – на районы. Провинции возглавляет назначаемый Президентом губернатор – представитель исполнительной власти страны, который в провинции возглавляет ее административный орган – исполнительный совет. Главы округов и районов назначаются губернатором провинции. В деревнях и городских кварталах в качестве государственных чиновников выступают старосты деревень и шейхи городских кварталов, избираемые населением, но подчиняющиеся министру безопасности. Наряду с органами государственной власти на местах в стране имеется и система органов местного самоуправления, представленная местными представительными органами – народными советами провинций, районов, городов, деревень, избираемыми населением соответствующих административно-территориальных единиц. Но решающая роль в реальном управлении не только страной в целом, но и на местах принадлежит государственному управлению.

В Польше ст. 3 Конституции четко определяет, что она есть «единое государство», а ст. 15 указывает, что в нем «территориальное устройство обеспечивает децентрализацию публичной власти». Её политико-территориальная структура включает 49 воеводств, включая воеводство г. Варшавы. Воеводства как среднее звено организации государственной власти, осуществляющие деконцентрацию власти центра, не имеют представительных органов и управляются единолично воеводами, назначенными Председателем правительства и являющимися органами правительственной администрации и представителями правительства в воеводстве. На нижнем уровне осуществляется территориальное самоуправление, основной единицей которого является община (гмина), выполняющая публичные задачи, не закрепленные за органами иных публичных властей и иными единицами территориального самоуправления. Воевода осуществляет надзор за деятельностью органов территориального самоуправления.

В децентрализованных унитарных государствах может существовать территориальная (областная) автономия, под которой понимается конституционно закрепленное внутреннее самоуправление части территории государства. В зависимости от объема прав, предоставлены местным органам, различают политическую и административную автономию. Политическая автономия предполагает наличие особого юридического статуса, закрепленного в специальном законодательном акте, а также право издания законов по вопросам местного значения. Органы административной автономии не обладают правом издания местных законов, однако их права в управленческой сфере несколько шире, чем в обычных административных единицах. Кроме того, органы административной автономии могут участвовать в разработке акта, определяющего правовой статус данной формы автономии.

Автономия представляет собой форму децентрализации государственных функций с учетом географических, исторических, а нередко и национальных особенностей той или иной территории. Политическая автономия довольно широко распространена в унитарных государствах Европы, Азии и Африки. Так, в составе Великобритании политической автономией обладает Северная Ирландия (Ольстер), которая имеет собственный парламент (стормонт) и собственное правительство, которые, однако, длительное

время не функционировали в связи с введением в 1972 г. Прямого правления Лондона. В ходе проведенного в 1997 г. референдума в Шотландии и Уэльсе население этих частей страны высказалось за введение там ограниченной автономии и воссоздание собственных парламентов. Шотландия к тому же имеет собственную правовую и судебную систему, собственную церковь, за шотландскими представителями зарезервированы места в британском Парламенте. Областная политическая автономия существует и в Италии,

где она отражает, с одной стороны, исторические различия в традиционном укладе жизни отдельных регионов (Сицилия, Сардиния), а с другой - национальный состав территорий (Трентино Альто-Адидже, Венеция-Фриулия-Джулия).

Конституция Испании 1978 г. провозгласила право на создание автономий по национально-территориальному принципу. В соответствии с этим конституционным положением в стране были созданы четыре "национальные провинции": Страна басков, Каталония, Андалусия и Галисия. Правовой статус этих автономных сообществ определяется органическими законами (отдельно для каждой провинции), которые принимаются центральным парламентом на основе проектов, разработанных провинциальными ассамблеями (парламентами). "Национальные провинции" наделяются большими правами, чем 13 "исторических" территориальных областей этой страны.

Образование автономии может быть обусловлено и географическим положением территории, ее сравнительной удаленностью от основной части страны. Именно эти факторы сыграли немаловажную роль в предоставлении автономии Фарерским островам (автономный статус с 1948 г.) и Гренландии (автономный статус c 1979 г.) в составе Датского королевства и Аландским островам в составе Финляндии. В предоставлении автономии Гренландии определенную роль сыграл и национальный фактор (большинство населения Гренландии составляют иннуиты-эскимосы).

Ряд автономных образований в виде политической автономии имеют унитарные государства в Азии и Африке. Так, в Мьянме предусмотрена автономия для шанов и каренов и созданы соответствующие автономные образования. В Южно-Африканской

Республике существуют автономные образования по национально-территориальному (племенному территориальному) принципу, которые обладают внутренним самоуправлением (например, бантустан Транскей).

В ряде случаев предоставление политической автономии преследует цель - снять напряженность в межнациональных отношениях. Это, в частности, лежало в основе предоставления политической автономии курдам на севере Ирака, которая, впрочем, неоднократно нарушалась иракскими властями.

Возможность образования политическоавтономии предусматривается, как правило, в конституции и находит детальное регулирование либо в отдельном общегосударственном законе (Дания Финляндия), либо в особом статуте (законе), который разрабатывается законодательным органом автономной единицы и принимается парламентом страны (Италия, Испания). В каждом автономном образовании имеется свой законодательный орган (например, лигтинг на Фарерских островах, ландстинг в Гренландии, ассамблея в Каталонии и т. п.) и свой исполнительный орган (например, джунты в автономных областях Италии). Последний имеет двойное подчинение: местному представительному органу и центральному правительству. Иногда центральная власть может иметь в автономном образовании своего представителя (губернатора - в Гренландии и на Аландских островах), однако он обладает в основном контрольными функциями.

Объем компетенции, предоставленной автономным образованиям либо в конституции, либо в отдельном статуте, по некоторым вопросам может быть шире, чем у иных членов федерации (например, у земель в Австрии). Гренландия и Фарерские острова, пользуясь своими автономными правами, провели на своей территории референдум о пребывании в "Общем рынке"" и по его результатам объявили в 1982 г. о выходе из Европейского Сообщества. Однако более типичной является компетенция, охватывающая лишь вопросы местного значения. При этом за центральной властью сохраняется право вмешательства в деятельность органов государственной власти автономных образований. Так, по Конституции Испании Правительство с согласия Сената может принудить автономные сообщества "к исполнению своих обязанностей". В Италии возможен роспуск областного совета в случае нарушения им Конституции и по соображениям национальной безопасности.

В отличие от политической административная автономия распространена не столь широко. Наибольшее число административных автономных образований (свыше сотни) имеется в Китае. Административная автономия не обладает правом принятия собственных законов, не имеет собственного парламента, хотя ее жители избирают местный представительный орган, обладающий правом принятия нормативных актов по несколько более широкому кругу вопросов, чем обычные административные единицы. Администрация и суды наряду с официальным языком государства могут использовать местный язык, на котором также может осуществляться преподавание в школе и вещание в средствах массовой информации. В Китае, например, автономные образования вправе также самостоятельно вступать во внешнеэкономические отношения в соответствии с законами государства.

Обычно административная автономия отражает специфику национального состава соответствующей административной единицы. В Никарагуа предоставление административной автономии двум округам на Атлантическом побережье страны было связано с тем, что там проживали индейские англоговорящие племена. В Молдове имеются два административных округа, где проживают гагаузы. Административная автономия может создаваться в субъектах федеративных государств (например, в индийском штате Ассам предоставлена автономия тем районам, где проживают племена нага и мизо. Для этих автономных образований предусматриваются изъятия в пользу местных обычаев из федеральных и штатских законов по вопросам сельского и лесного хозяйства, рыболовства и т. п.).

В настоящее время четко обозначилась тенденция роста числа автономных образований в мире, ширится многообразие форм автономии. Это отражает процесс дальнейшей демократизации власти и ее сближения с населением.

Заключение

Подводя итог вышесказанному, можно заключить, что « … унитарное государство – это единое государственное образование. Государство при этом делится лишь на административно-территориальные части. Для такого государства характерно существование общих для всей страны высших органов государственной власти и управления, единой судебной системы и конституции» . Унитаризм вызывался потребностями единого рынка, удобствами осуществления государственной администрации и не ставился в связь с национально-этнической или расовой структурой населения. Подавляющее большинство современных унитарных государств – государства мононациональные.

Однако, существуют и исключения из этого правила. Это приводит к конфликтам на межнациональной основе которые могут продолжатся на протяженнии множества веков. Например, Великобритания с Северной Ирландией или Испания. Так же в унитарном государстве не должно быть поглощения государственной властью местного самоуправления, командования муниципалитетами и т.д.

Унитаризм исторически по сравнению с феодальным дроблением на уделы, княжества, иной партикуляризм – явление, безусловно, прогрессивное, способствует становлению единого рынка, развитию на определенных этапах буржуазных экономических отношений.

С развитием капитализма, научно-технического прогресса явлением глобальных экологических проблем и другими факторами начинаются интеграционные процессы, которые приводят к созданию сложных государств и их образований: федераций, конфедераций, содружеств и т.д.

Глоссарий

Определение

Автономия

представляет собой форму децентрализации государственных функций с учетом географических, исторических, а нередко и национальных особенностей той или иной территории

Децентрализованные государства

это государства, в которых Конституцией разграничены полномочия между центральной властью и территориальными единицами высшего уровня

Конфедерация

это государствен¬ный союз государств при котором ни одно из государств - членов кон-федерации не утрачивает своего государственного суверенитета

Местное управление

это управленческая деятельность в местной территориальной единице, осуществляемая центральной властью или администрацией вышестоящего территориального уровня управления

Местное самоуправление

это деятельность самого населения местной территориальной единицы - территориального коллектива и его выборных органов по управлению его делами.

Унитаризм

государственное устройство, характеризующееся централизованным руководством административно-территориальными единицами и отсутствием обособленных (самостоятельных) государственных образований.

Унитарное государство

это единое государственное образование, состоящее из административно-территориальных единиц, которые подчиняются центральным органам власти и признаками государственной независимости не обладают.

Федерализм

это государствоподобный или даже государственный характер территориальных единиц высшего уровня - субъектов федерации, гарантированность их существования и границ, конституционное распределение компетенции между ними и центром

Федерация

представляет собой добровольное объединение ранее самостоятельных государственных образований в одно союзное государство.

Форма государственного устройства

это национальное и административно-территориальное строение государства, которое раскрывает характер, взаимоотношений между его составными частями, между центральными и местными органами государственного управления, власти.

Централизованные государства

это государства, в котором властные функции на местах осуществляют только, представители назначенные центральными органами власти

Алексеев С.С. Государство и право: Учебное пособие. - М.: Проспект, 1993 г.

Венгеров А.Б. “Теория государство и права”, Учебник Для юридических вузов. -М: ИКФ Омега – Л, 2002.0-608 с.

Берк Э. Размышления о революции во Франции. – М.: Политиздат 1993 г.

Венгеров А. Б. Теория государства и право: учебник.- М.: Юриспруденция, 1999 г.

Конституции зарубежных государств: Учебное пособие. - М.: Право и закон, 1998 г.

Конституционное право. Энциклопедический словарь. Ответственный редактор и руководитель авторского коллектива – доктор юридических наук, профессор С. А. Авакьян – М.: Издательство НОРМА, 2000. – 688 с.

Матузов Н. И., Малько А. В. Теория государства и права: Учебник. – М.: Юристъ, 2004 – 512 с.

Мишин А. А. Конституционное (государственное) право зарубежных стран: учебник.- М.: Право и закон, 1998 г.

Молчаков Н. Н. Пятая республика. – М.: ПРИОР, 1997 г.

Панарин А. С. Политология: учебник.- М.: Юриспруденция, 1999 г.

Парламенты мира. – М.: Политиздат 1991 г.

Общая теория государства и права. Академический курс // Под ред. М.Н. Марченко. – М.,1998 г.

Современное конституционное право зарубежных стран. Сборник. ч. 1, 2. М.: 1995 г.

Спиридов Л. И. Теория государства и право: Учебное пособие. - М.: Проспект, 1995 г.

Сырых В. М. Теория государства и право: Учебное пособие. - М.: Проспект, 1998 г.

Тихомиров Ю. А. Государство на рубеже столетий // Государство и право, 1997 г.

Хропанюк В. Н. Теория государства и права: Учебное пособие. - М.: Юриспруденция, 1996 г.

Черниловский З. М. Всеобщая история государства и права. - М.: Наука, 1995 г. Современное конституционное право зарубежных стран. Сборник. ч. 1, 2. М.: 1995 г.

Конституционное право. Энциклопедический словарь. Ответственный редактор и руководитель авторского коллектива – доктор юридических наук, профессор С. А. Авакьян – М.: Издательство НОРМА, 2000. – 688 с.

Термин "унитарное государство" происходит от латинского слова "unitas", что переводиться как один, единственный.

Унитарное государство - это единое цельное государственное образование, состоящее из административно-территориальных единиц, которые подчиняются центральным органам власти и признаками государственного суверенитета не обладают.

Это самая преобладающая форма государственного устройства в мире. Унитарными государствами являются такие страны как Великобритания, Франция, Италия, Швеция, Норвегия, Финляндия, Греция, Испания и т.д.

Исторически унитарная форма государственного устройства сложилась самой первой, вместе с самим государством. Все без исключения государственные образования древности и средних веков обладали этой формой государственного устройства. Примером тому могут служить Римская империя, императорские Китай и Япония, средневековые европейские королевства. Позднее, с развитием идей просвещения и гуманизма, появилось немало прогрессивных идей, что и привело к появлению в области государственного строительства многих стран и иных форм государственного устройства федераций и конфедеративных государственных союзов.

Унитарные государства бывают простыми и сложными. Простое унитарное государство состоит только из административно-территориальных единиц (Польша, Таиланд, Алжир, Колумбия, и др.), сложное имеет в своем составе одно или несколько автономных образований (Дания, Китай, Украина, и др.). Сложные унитарные государства принято считать переходными к федерации.

Административно-территориальное деление в разных странах строится по неодинаковым принципам и включает разное число ступеней, звеньев. Обычно это области, провинции, губернаторства и т.д., на которые непосредственно делится территория государства; районы, уезды, округа и т. д., из которых состоят единицы областного звена; общины - как низовая единица.

После второй мировой войны в ряде стран наметились два направления изменений в территориальном делении. Во-первых, стали создаваться крупные единицы, охватывающие несколько областей - регионы. Они создаются не актами центральных органов, а снизу, путем соглашений, и их создание, прежде всего, преследует цель экономической координации различных частей страны. Такие объединения, каждое из которых охватывает несколько штатов, играют значительную роль в Бразилии.

Вторая тенденция связана с опытом заокеанских стран (прежде всего США), где уже давно создавались специальные округа (по вопросам образования, водоснабжения, санитарии и др.). Управление этими округами специализировано, осуществляется назначаемыми ими, избираемыми по конкурсу чиновниками (агентствами), являющимися профессионалами в данной области.

Особое положение занимают столицы государств или столичные округа (столица с прилегающими окрестностями). Нередко полномочия избираемого в столице муниципалитета ограничены по сравнению с другими местными представительными органами (Вашингтон в США и др.). Такие ограничения означают большой контроль со стороны центра и в ряде стран преследуют цель уменьшить роль населения столицы в событиях, которые могут произойти вследствие противостояния различных социальных и политических группировок. Центром таких событий, оказывающих решающее влияние на политику государства, обычно оказывают столицы.

С точки зрения взаимоотношения местного самоуправления и органами государственными власти, унитарные государства можно разделить:

а) Децентрализованные государства - это государства, в которых Конституцией разграничены полномочия между центральной властью и территориальными единицами высшего уровня (Франция, Испания).

В децентрализованных унитарных государствах крупные регионы пользуются широкой автономией и даже располагают собственными парламентами, правительствами, административно-управленческими структурами и самостоятельно решает переданные им в ведение вопросы. Чаще всего - это вопросы образования, коммунального хозяйства, охраны общественного порядка и т.п.

б) Централизованные государства - это государства, в котором властные функции на местах осуществляют только, представители, назначенные центральными органами власти (Великобритания, Швеция, Дания).

Централизованные государства могут предоставлять достаточно широкую самостоятельность низовым органам управления. Однако в них средние уровни управления не обладают значительной автономией и непосредственно ориентированы на выполнение решений центральными органами управления.

Также являются государства с выраженными авторитарными политическими режимами. В ряде стран Африки значительная роль в осуществлении власти на местах принадлежит родоплеменным вождям. В прочем, сейчас редко можно встретить государства, где на местах отсутствуют выборные органы. Однако в странах с однопартийной системой, формальное наличие местных выборных органов власти есть не более чем ширма для всевластия на местах.

в) На их основе организуется и третий тип - смешанный, присущий системам самоуправления Италии, Норвегия.

Унитарное государство в зависимости от этнического состава может быть:

· национальным (Франция, Эстония, Япония);

· многонациональным (Китай, Афганистан);

Для стран с унитарной формой государственного устройства характерно наличие следующих признаков:

1) На территории унитарного государства действует одна конституция на всей территории без изъятий или ограничений. Так как все административно-территориальное единицы государства имеют равный правовой статус. В ней содержится, принципы разграничения полномочий между центральной властью и территориальными единицами высшего уровня, административно-территориальное деление, форма государственного устройства, компетенцию главы государства, правовое положение личности, форма правления, структура высших органов государственной власти. Но существует исключения из правила Конституция Великобритании и Новой Зеландии, там действует неписаная конституция. Ее предписание содержатся не в одном документе, а в огромном их числе (нормативно-правовые акты и правовые обычаи).

2) Единая система высших органов государственной власти (глава государства, правительство, парламент), юрисдикция которых распространяется также на территорию всей страны. Органы местного самоуправления могут издавать законы, только имеющий подчинительный характер и не противоречит Конституции и также центральными органами власти. Действия органов местного самоуправления на прямую подчинено главе государства, правительству, парламенту.

3) Однопалатный парламент. Действуют в половине государств Европы как Финляндия, Венгрия, Болгария, Дания, Швеция и др. Но существует и исключения как Франция, Испания, Италия, Польша и др. Верхняя палата парламента формируется по политико-административным территориальным единицам.

На протяжении длительного времени подавляющее большинство парламентов были двухпалатными, однопалатные парламенты составляли исключение (Дания, Люксембург, Финляндия, Гватемала, Парагвай, Новая Зеландия). Однако в настоящее время большинство парламентов однопалатные.

4) Составные части унитарного государства (области, департаменты, округа, провинции, графства) государственным суверенитетом не обладают. Административно-территориальные единицы не имеют своих самостоятельных воинских формирований, внешнеполитических органов и других элементов государственности. В то же время местные органы в унитарном государстве обладают известной, а иногда и значительной самостоятельностью. По степени их зависимости от центральных органов, унитарное государственное устройство может быть централизованным или децентрализованным. Принято считать государство централизованным, если во главе местных органов власти стоят назначенные из центра чиновники, которым подчинены органы местного самоуправления. Так, в Финляндии местное самоуправление возглавляется губернатором, который назначается президентом. В децентрализованных унитарных государствах местные органы государственной власти избираются населением и пользуются значительной самостоятельностью в решении вопросов местной жизни.

Имеются и смешанные системы местного государственного устройства, в которых присутствуют признаки централизации и децентрализации. Местное самоуправление Японии практически не зависит от центральных органов. В префектурах управление осуществляют выборные префектурные собрания. Подобные собрания имеются в городах, поселках и деревнях. Выборными являются также должностные лица органов самоуправления: в префектурах - губернаторы, в городах - мэры, в поселках и деревнях - старосты. Примером смешанной системы местного и государственного устройства может служить Турецкая республика. Местное самоуправление в основных административно-территориальных единицах в Турции осуществляется представителями центральной власти, но есть еще и Генеральные Советы, и их исполнительные органы - Энджомены. В городах и окружных населенных пунктах избираются муниципальные советы, в селах - совет старшин и староста, который одновременно является представителем основной административно-территориальной единицы.

5) Унитарное государство, на территории которого проживают небольшие по численности национальности, широко допускает национальную и законодательную автономию. В Монголии, например, автономным государственным образованием является Баян-Улэгэйский аймак, на территории которого проживают, в основном, лица казахской национальности. В Судане согласно закону о самоуправлении Южных провинций 1972 г., автономное право предоставлено Южному региону. Там создан выборный региональный народный совет, который формирует исполнительный орган - Высший исполнительный совет. Самостоятельные автономные образования имеются в составе Азербайджана, Таджикистана, Грузии и других унитарных государств.

6) В унитарном государстве все внешние межгосударственные сношения осуществляют центральные органы, которые официально представляют страну на международной арене. Административно-территориальное единицы не имеют правового статуса, так как они все равны и не обладают суверенитетом (как субъекты федерации).

7) В подавляющем большинстве современных унитарных государств основное территориальное деление является политико-административным. Наряду с ним в ряде стран имеются административно-территориальные единицы как общего типа, где действуют органы общей администрации, так и специального где действуют специализированные государственные органы.

Число ступеней политико-административного деления зависит от численности населения и размеров территории страны, однако зависимость эта не жесткая: иногда в менее крупных странах число ступеней больше, чем в более крупных. Скажем, если Великобритания имеет три уровня территориального деления, то Франция четыре.

Современные тенденции в развитии политико-административного деления заключаются в укрупнении низовых единиц и регионализации - создании крупных регионов, как путем укрупнения высших единиц, так и путем учреждения нового высшего их уровня, что было сделано, например, во Франции, Испании, Италии. Малые единицы, унаследованные от истории, не в состоянии должным образом удовлетворять местные социальные потребности, а современные средства транспорта и связи облегчают возможность быстро преодолевать расстояния и оперативно решать вопросы административного обслуживания жителей. В данном случае речь идет именно о тенденциях, которые далеко не везде проявились.

Во многих странах процессы урбанизации привели к возникновению обширных городских агломераций, однако, как правило, они не преобразовались в единые территориальные структуры, и не имеют общих органов публичной власти; создаются координационные органы. Все чаще городские и сельские общины создают союзы (синдикаты) с общими органами, которым передаются некоторые полномочия общин и средства, необходимые для их реализации.

8) В унитарном государстве действует единая судебная система, которая осуществляет правосудие на территории всей страны, руководствуясь общими для всех государственных образований нормами материального и процессуального права. Судебные органы, как, впрочем, и все другие правоохранительные органы, представляют собой звенья единой централизованной системы.

Этому способствует единая правовая система. Ее базу образует единая конституция, и нормативные акты, издаваемые государственной властью, так же нормативные акты, издаваемые органами местного самоуправления (подчиненный характер и только в соответствии со своей компетенции).

Унитаризм пришел на смену феодальной раздробленности и, несомненно, сыграл исторически прогрессивную роль по отношению к прогрессу развития государственности. В научной литературе он рассматривается как наиболее распространенная и естественная форма государственной организации. Для наиболее эффективной реализации основной функции государства - управления обществом, унитарная форма государственного устройства является оптимальной. Не случайно большая часть современных государств являются унитарными.

Итак, подводя итог, еще раз заметим, что унитарному государству свойственны:

1) единство и однородность территории;

2) отсутствие внутри государства частей, обладающих признаками государства (то есть государств в Государстве);

3) деление страны осуществляется исключительно по административно-территориальному признаку;

4) административные единицы не обладают политической самостоятельностью, не имеют признаков государства;

5) наличие только одной общегосударственной конституции;

6) наличие единой системы законодательства;

7) наличие единых для всей страны высших органов государственной власти;

8) парламент, как правило, имеет однопалатную структуру;

9) органы власти административно-территориальных образований подчиняются центральной власти;

10) единое гражданство для всей страны;

11) единая денежная система.

При котором страна разделена на несколько административных частей, которые не имеют статус государственных образований. Но в некоторых случаях отдельные регионы страны могут обладать некоторой долей самостоятельности в принятии решений. Признаки унитарного государства характерны для небольших по площади и численности населения стран. Но и тут есть исключение в виде Китая, который, несмотря на солидную территорию и огромное население, считается унитарным государством. В таких странах действует единый свод законов, единая конституция и правовая система. Высшие органы управления одни для всех образований в государстве. В настоящее время унитарными является абсолютное большинство независимых государственных образований в мире. Среди таких стран можно отметить Великобританию, Францию, Испанию, Украину и многие другие. В последнее время мы особенно часто слышим упоминание про унитарное государство. Что это такое, мы рассмотрим более подробно.

Унитарность как форма государственного устройства

Прежде чем рассмотреть более подробно само определение «унитарного государства», необходимо упомянуть о существующих формах государственного правления. По своей сути форма государственного строя является административным, территориальным и национальным строением страны, которое показывает взаимоотношения между регионами, органами местного и центрального государственного аппарата, а также между разными народностями и нациями, проживающими на одной территории.

Кроме этого, форма государственного строя демонстрирует из каких субъектов состоит государство, какое у них правовое положение и степень их взаимодействия между собой, в какой форме выражаются интересы национальных меньшинств, проживающих в одном регионе, а также как строятся отношения между органами центральной власти и местным самоуправлением.

А вот конкретная форма государственного устройства в той или иной стране зависит от географического расположения регионов, их национального состава, а также от целого ряда факторов, среди которых можно выделить экономический, социальный, исторический и культурный.

Виды форм государственного строя

В настоящее время существует 3 вида форм государственно-территориального строя:

1. Федерация. Данная форма государственного строя представляет объединение нескольких ранее суверенных (или обладающих широкой автономией в составе государства) стран (регионов) в единое государство на добровольной основе. Самыми известными примерами федеративного строения являются Российская Федерация (в составе 85 субъектов, из которых 22 республики, 4 автономных округа и 1 автономная область), США (50 штатов и несколько свободно ассоциируемых территорий), Индия (29 штатов, столичный округ и 6 союзных территорий) и другие.

2. Конфедерация. Эта форма устройства является государственным объединением нескольких независимых стран. При этом ни один их субъектов конфедерации не теряет свой суверенитет, и обладает собственными вооруженными силами, денежной и правовой системами. Единой ныне существующей конфедерацией является Швейцария (однако в последнее время она приобрела все признаки федерации). Также своеобразными конфедерациями считают ЕС, Союз России и Беларуси, Евразийский Союз.

4. Низкая политическая грамотность населения, которая позволяет «политическим лидерам» регионов активно пропагандировать идею создания

Унитарное государство — это форма государственно-территориального устройства, при котором все административно-территориальные образования находятся в подчинении центральной власти и не имеют никаких законодательных собственных полномочий. Дочитав статью до конца, вы сможете узнать более подробнее об этом.

В современном мире существует несколько видов государственного устройства: , конфедерация и унитарное государство. Каждая форма государственного устройства отличается своими особенностями и имеет ряд определяющих стереотипов.

По большому счету, ключевое отличие скрыто в вертикали власти. Самыми демократичными являются конфедерации, поскольку при этой форме устройства части единого государства максимально независимы друг от друга и от центральной власти. Существующие и развивающиеся социально-экономические, культурные, гражданско-правовые отношения между субъектами-частями государства основаны на принципах равенства, взаимовыгодного сотрудничества и добровольного участия.

Абсолютным антиподом конфедерации можно назвать унитарный тип правления. Современное унитарное государство — это устройство, в котором все части территории государства объединены принципом административного подчинения. Ни одна территория унитарного государства не имеет суверенитета и даже не вправе рассчитывать на его получение без изменения формы государственного устройства.

Классификация по признаку формирования власти

Административно-территориальные единицы унитарного государства – это области, земли, вотчины и прочие единицы. Каждой структурной единицей унитарного государства управляет избираемый (или назначаемый) орган власти, который в свою очередь находится в строгом подчинении к выше стоящим органам управления. Вертикальное подчинение является главным признаком унитарного государственного правления.

По признаку демократического избрания кандидатов в органы власти или единовластного назначения их «сверху» подразделяют такие виды унитарных государств:

  • Централизованное, где формирование нижестоящих ветвей власти осуществляется методом прямого назначения должностных лиц;
  • Децентрализованное, когда государственные органы местного самоуправления состоят из избираемых лиц путем тайного голосования жителей данной территории.

Структурной единицей унитарного децентрализованного государства может быть одна или несколько автономных территорий. В централизованной унитарии автономия исключается однозначно.

Предпосылкой для образования автономии может стать национальный признак, то есть значит если на данной территории проживает большая этническая группа, которая радикально разнится от остальной части населения государства своим культурно-историческим укладом жизни. Автономия предполагает частичное самоуправление в сфере общественной, социально-культурной, экономической деятельности.

Но, автономные республики не могут представлять свои интересы на международной политической арене, участвовать в межгосударственных компаниях по личной инициативе, корректировать государственные правила, закрепленные в Конституции государства (например, менять государственный язык, валюту, административно-территориальное деление, границы и пр). Говоря простыми словами, при решении столь крупных вопросов государственного значения обязательно необходимо согласие/разрешение центральных органов власти.

Административно-территориальное деление государства не всегда однозначно влияет на структуру ветвей управления. Более крупная по размеру территории Великобритания имеет всего 3 ступени административного подразделения государства, а Франция – 4.

Признаки унитарного государства

Вне зависимости от типа управления, состава и количества структурных единиц, кратко и понятно признаки унитарного государства можно описать так:

  • Единый для всех субъектов данного государства законодательный документ – Конституция;
  • Имеются высшие государственные органы исполнительной, судебной и законодательной власти в столице
  • государства, а на местах – есть представители этих органов;
  • Единое гражданство, одна армия, денежная единица;
  • Один государственный язык и символы государства (герб, гимн, флаг);
  • Органы власти на местах могут решать проблемы местного самоуправления, то есть обладают властными полномочиями только в рамках данной территории и только по строго определенному кругу вопросов.

Исходя из выше сказанного, можно дать следующее определение унитарного государства: Унитарная форма государства заключается в централизованной вертикали власти. В результате стремления мирового сообщества к принципам свободы, равенства, демократии, сегодня практически все унитарные государства добровольно перешли на стадию децентрализации, то есть исключили авторитарно-командный стиль из государственного управления. Такое переосмысление схемы руководства обществом в перспективе приведет к тому, что каждый человек сможет активно принимать участие в государственной жизни, то есть стать полноценным строителем своего государства, а не пассивно ждать изменений.

Краткий перечень унитарных государств мира

Большую часть Европы занимают страны с унитарным типом устройства – это 41 государство, из которых есть самые карликовые по размерам территории (Андорра, Лихтенштейн, Мальта, Монако, Сан-Марино и Ватикан) + более крупные примеры (Португалия, Ирландия, Австрия. Греция, Албания, Чехия, Финляндия, Норвегия, Швеция, Польша, Словакия, Дания, Беларусь, Болгария, Великобритания, Венгрия, Исландия, Испания, Италия, Латвия, Литва, Люксембург, Македония, Молдавия, Нидерланды, Румыния, Сербия, Словения, Украина, Франция, Хорватия, Черногория, Эстония и пр.)

В Азии количество унитарных государств насчитывается также 41 страну – и это около 90% всех государств Азии. Исключением стали всего 6: Пакистан, Малайзия, Арабские Эмираты, Индия, Россия и Ирак – это представители федеративной формы.

В Африке и в Латинской Америке преобладают страны с централизованной формой унитарного устройства. Такие государства, как Алжир, Египет, Ливия, Мавритания, Тунис, Центральноафриканская Республика, Южно-Африканская Республика, Багамы, Боливия, Доминиканская Республика, Колумбия, Куба, Перу, Уругвай, Чили, Эквадор и другие.

Вывод из данного анонса: унитарная форма устройства государства считается достаточно удобной и выгодной как для государственной власти, так и для простых жителей стран. Тем более с переходом к децентрализации и другим демократическим видам.

Более детально обо всем этом, равно как и о других темах из курса обществознания, вы сможете найти в нашем видеокурсе « ».