Разделение вагонки на обычную и евровагонку связано с требованиями стандартов при производстве обшивочной доски. Российский стандарт производства вагонки - ГОСТ 8242-88, зарубежный - DIN 68126. Среди различных видов отделочных материалов из дерева, следует отметить евровагонку. Это стандарт обработки доски со специально рассчитанными и выверенными параметрами. Длина, ширина и обработка евровагонки идеально экономична и практична для внутренней отделки помещений.

Евровагонка отличается от отечественной вагонки сортностью древесины, профилем, геометрией - шириной и толщиной, требованиями качества обработки поверхности и влажности доски. Наличие продольных вентиляционных канавок с тыльной стороны вагонки для удаления конденсата - отличительная особенность требования европейских стандартов. Эти продольные выборки так же снимают внутренне напряжение в доске связанное с перепадом температуры и влажности. Пазо-гребневое соединение на вагонке выполненной по евростандарту глубже, чем на обычной ГОСтовской обшивочной доске. Евростандарты более требовательны к качеству доски, поэтому цена на евровагонку выше, чем на вагонку, изготовленную по ГОСТу.

Различия сортов вагонки

Перед упаковкой (обычно в термо усадочную пленку для сохранения внешнего вида и влажности доски) вагонку сортируют по сортности. Основанием деления служат естественные пороки древесины, и недостатки, появившиеся в процессе производства вагонки. В отдельную группу производители могут выделять вагонку класса «Экстра» или «Премиум». Ее характерное отличие от вагонки 1 сорта (А) - полное отсутствие сучков. Однако, это скорее прихоть самих производителей для увеличения цены доски, и имеет потребительскую ценность у очень требовательного круга заказчиков.

Таким образом, никакой технологической разницы в процессе производства разных сортов вагонки нет. Все доски проходят одинаковый цикл обработки и сушки, а разделение по сортам происходит на этапе сортировки готовых материалов. Во многом качественные особенности вагонки обусловлены механическими свойствами самой древесины, из которой она изготовлена. Для производства обшивочной доски подходит любая древесина, как хвойных (ель, сосна, пихта, лиственница), так и лиственных пород (ольха, осина, дуб, липа). Вагонка из древесины хвойных пород практически универсальна и подходит как для внутренних, так и для наружных работ. Древесина лиственных пород (кроме осины) применяется только для отделки внутри помещений.

Какие бы материалы не изобретал человек для отделки помещений, все равно природное дерево будет всегда вне конкуренции. Современные технологии обработки древесины позволяют сохранить этот материал со всеми его полезными свойствами на многие годы при минимальных затратах. Вагонка - материал универсальный и незаменимый при отделке поверхностей деревом. Все что необходимо - это соблюдение элементарных правил при проведении отделочных работ с деревом.

Вагонка - сухой, дышащий материал, поэтому практически единственное требование при работе с ней - сухая погода при проведении наружных работ и отопление в зимнее время, если это отапливаемое помещение. В дальнейшем вагонка сама наберет равновесную влажность с внешней средой и будет радовать вас теплыми и живыми оттенками долгие годы. Имеет ли значение порода дерева при выборе вагонки? Выбор материала для отделки стен помещения имеет огромное значение. Давайте разберемся, в чем отличие популярных пород дерева, и почему эти породы популярны.

Хвойные породы
Древесина из хвойных пород дерева универсальна и может быть использована как для внутренней отделки помещения, так и для внешний, в отличие от лиственных пород. Связано это в первую очередь с тем, что смола, содержащаяся в большом количестве в хвойных породах, является отличным антисептиком и защищает древесину от грибка и проникновения влаги, поэтому хвойные породы долговечнее лиственных.

Сосна - самая распространенная порода дерева, используемая в строительстве. Это обусловлено, прежде всего, структурой этого дерева. Сосна имеет очень прямой ствол и минимальное количество сучков. Что идеально подходит для изготовления не только вагонки, но других отделочных материалов. Сосна мало подвержена гниению, но имеет тенденцию к «посинению». Очень часто это проявляется в июле–августе и связанно с повышенной влажностью. Сама «синева» никого влияния на качество дерева не оказывает, но сильно портит внешний вид.

Существует достаточно методов избавления от этой напасти, однако, несмотря на это, специалисты нашей компании считают это дефектом. Сосна, как строевой лес, используется и в России, и в Европе. Причем в Европу она попадает по большей части именно из России. Ель гораздо реже используется в строительстве. Она имеет более рыхлую, нежели сосна, структуру и значительно больше подвержена воздействию влаги. С другой стороны, за счет такой рыхлости структуры еловые пиломатериалы гораздо лучше сохраняют тепло. Рекомендуется использовать именно еловую вагонку для внутренней отделки помещения. Ель гораздо выше ценится на мировом рынке, как отделочный материал.

Лиственница - очень плотное дерево. Это дает ему преимущество перед сосной при изготовление несущих конструкций. За счет своей плотности это дерево наименее всех вышеперечисленных пород подвержено гниению. Однако плотность создает проблемы с обработкой. Лиственница легко колется и не так хорошо, как ель, сохраняет тепло. Кедр имеет очень мягкую и податливую древесину. Она высоко ценится в строительстве благодаря именно этим качествам. Кедру приписывают множество целебных свойств. Дерево имеет свой приятный аромат и часто используется в мебельной промышленности.

Лиственные породы

Береза. Древесина березы отлично обрабатывается, но для отделки помещений, имеющих повышенный уровень влажности она непригодна. Во-первых, она очень подвержена загниванию, и, во-вторых, она имеет большой коэффициент деформации в зависимости от влажности. Поэтому березу хорошо использовать для внутренней отделки сухих помещений. Ясень имеет очень плотную и упругую структуру, которая плохо щепится и по своим качествам сходна с дубом.

Ценность ясеня как отделочного материала весьма высока. Ясень считается одной из самых ценных лиственных пород дерева. Волокна древесины имеют сероватый цвет с розовым или желтым оттенком и яркую, выразительную текстуру. Дуб. Качество дуба очень широко известны и давно стали нарицательными. Это и прочность, и красота фактуры, большая плотность и вес. Дуб очень часто используют для изготовления мебели и предметов интерьера, а так же в качестве отделочного материала высокого класса.

Вагонка - современный материал, который нашел широкое применение в обивке внутренних и внешних поверхностей зданий при помощи тонкого слоя деревянной конструкции. Название вагонки пришло со старых времен, когда ее использовали для обивки стен вагонов. Уже в те времена, являлась доской, которая по краям имела специальные пазы, которые позволяли листам материала очень плотно, практически без образования щелей, стыковаться между собой. Эта "технология" получила еще название "четверть".

Таким образом так и получилось название вагонки. Раньше конечно облицовочная доска совершенно отличалась от современного варианта вагонки. В современном мире технология изготовления вагонки значительно улучшилась. Теперь для ее производства применяется сложное автоматизированное оборудование. Появилась и особенная разновидность, так называемая евровагонка. Но конечно же функция у нее осталась прежняя, покрытие поверхностей ровным слоев качественного древесного материала без присутствия каких-либо щелей.

Стандартные размеры вагонки сегодня такие - от 12 до 25 мм. Ширина листа составляет максимум 150 мм при длине до 6000 мм.

У уже свои типовые размеры. Она может иметь толщину - 13 мм, 16 мм и 19 мм. Ширина же может быть - 80 мм, 100 мм, 110 мм и 120 мм. Длина также может достигать 6000 мм. Влажность при этом допустимая составляет не более 10-15%. Профили евровагонки между собой также могут несколько отличаться. Но некоторые характеристики остаются неизменными - это более глубокий пазо-гребневый стык и небольшая выборка с внутренней стороны доски.

Давайте же посмотрим какие преимущества имеются у евровагонки перед нашей привычной отечественной вагонкой.

О профиле или геометрии вагонки.

Важнейшее отличие евровагонки от отечественной состоит в том, что они имеют различные размеры шипа. Евровагонка имеет высоту шипа в пределах 8 мм, то есть это 9% от ширины доски. У нашей же вагонки высота составляет - 4-6 мм. Если погодные условия часто меняются, меняется температура и влажность, то размеры вагонки могут несколько меняться и из-за этого могут образовываться щели. В случае в евровагонкой изменение размеров может быть большим, чем у обычной вагонки. Но в случае в евровагонкой подобные явления очень маловероятны. Ну только представьте себе какие должны быть погодные условия, чтобы изменение размеров составило не менее 9%.

Показатель влажности вагонки и евровагонки.

Если у евровагонки уровень влажности обычно в пределах 10-16%, то российская вагонка имеет показатель в 18-25% влажности. Такая вагонка часто производится из "вяленой" доски, которая предварительно была подвергнута незначительной осушке в уличных условиях или в помещении. Также бывают варианты с вагонкой, имеющей показатель влажности в 25-35%. Подобная вагонка обычно делается из сырой, только что приготовленной доски.

Какие недостатки может иметь влажная вагонка:

Если влажность воздуха больше 17-18%, то вагонка может подвергнуться образованию на ней грибка, это также возможно при температуре свыше 15-20 градусов и если в помещении нет должного проветривания

Как только такая вагона высохнет, может обнаружиться что она в некоторых местах неровная, выпуклая или вдавленная

Если стена в помещении была обита влажной невысушенной вагонкой, то после того как она высохнет, могут образоваться значительные щели между досками вагонки

Конечно поверхность даже влажной вагонки может быть идеально ровной.

Но вот уже позже после высыхания или если она будет обработана антисептиком, значительно повышаются шансы того, что образуется ворс из-за чего поверхность вагонки станет сильно шершавой. Такие неудобства не случатся, если вагонка будет производиться из качественно высушенного материала.

С давних пор в строительстве и оформлении различных помещений применялся такой прекрасный природный материал как древесина. Она имеет большой срок эксплуатации, замечательную фактуру, удобна для обработки, всегда создает уют и приятное ощущение тепла и комфорта в любой комнате. Конечно, цена такого товара немалая, поэтому не все могут позволить себе приобрести его. Помогут решить задачу оформления интерьера различные панели из евровагонки.

Краткий обзор

Что такое вагонка? Изначально – это определенного размера тонкие деревянные обшивочные доски. Соединяются между собой с помощью пазов и шипов. Их можно использовать для отделки внешних и внутренних поверхностей жилых комнат, бань, саун, балконов и других помещений.

Название связывают с процессом развития железнодорожного сообщения. В пассажирских вагонах внутреннюю обшивку делали из деревянных дощечек. Это делало поездки более комфортными, потому что дерево по своим природным свойствам лучше других материалов противостоит жаре и холоду, сухости и влажности.

Теперь вагонкой называют тонкую профилированную доску, хотя и не всегда сделанную из дерева.

Разновидности

Материал, из которого изготавливается вагонка, определяет основные типы этого облицовочного материала:

  • деревянная;
  • пластиковая;
  • МДФ (производится из древесноволокнистой плиты).

Вагонка из пластика

Пластиковая вагонка производится из поливинилхлорида. Внутри она пустотелая, что повышает звукоизоляцию и лучше сохраняет тепло в помещении.

К достоинствам таких панелей относят:

  • большой срок эксплуатации;
  • устойчивость к сырости, что позволяет применять их в ванных комнатах, санузлах, комнатах для стирки;
  • не боится высоких и низких температур;
  • не выгорает на солнце;
  • широкий выбор расцветки и фактуры;
  • не требуется дополнительная обработка перед установкой;
  • доступные цены.

Как недостаток отмечается низкая механическая прочность: не выдерживает ударов, царапин, сколов.

Изделия из МДФ

Изготовленная из МДФ вагонка стоит в одном ряду с пластиковыми и деревянными панелями. Такой материал считается экологически чистым, потому что производится из мелкой деревянной стружки. Процесс производства включает в себя горячее прессование отходов деревообработки под высоким давлением. Отсутствуют испарения эпоксидной смолы или фенола, что позволяет использовать такую облицовку в жилых помещениях.

К достоинствам вагонки из МДФ относятся:

  • небольшой вес;
  • простая технология установки;
  • большой выбор вариантов внешнего оформления.

Вагонка из дерева

Трудно себе представить жизнь без деревянных изделий. Строительство и оформление различных зданий также не обходится без такого материала.

Вагонка из дерева производится с разными параметрами, поэтому и названия разные. Основное различие – это форма профиля. Рассмотрим некоторые из них.

Стандарт

Это базовая разновидность вагонки, которая в сечении имеет вид трапеции. Ее боковые стороны срезаны под углом тридцать градусов. Плоскость, прилегающая к стене, имеет канавки для вентиляции, а кромки выполнены в виде соединительных шипов и пазов. Все детали делают с учетом расширения древесины при увеличении влажности окружающей среды. Готовая поверхность имеет вид сплошного покрытия с параллельными углублениями на стыках отдельных планок.

Штиль

Отличительной чертой такого профиля является закругление углов передних видимых после сборки частей трапеции. Часто такое оформление плоскостей выглядит очень гармонично в сочетании с иными деталями обстановки.

Евровагонка

Распространенный сорт панелей, изготовляемый в соответствии с западноевропейскими стандартами. В собранном виде имеет широкую канавку в местах стыков отдельных планок, поэтому рисунок получается более рельефным. Требования к изготовлению вагонки довольно высокие. Соблюдаются нормативы по влажности заготовок, точности размеров готовых изделий, чистоте обработки поверхностей.

Каждая рейка сзади имеет прорези по всей длине для вентиляции и отвода лишней влаги, чтобы не появлялась плесень и гниль на стене, обрешетке и утеплителе, а также чтобы не коробилась поверхность при изменении температуры и влажности воздуха.

Американка

Очень хорошо подходит для отделки наружных поверхностей. После монтажа вагонки создается впечатление, что это просто набитые внахлест друг на друга горизонтальные доски. Но из-за того, что все соединяется с помощью пазов и шипов поверхность получается почти монолитной, что хорошо защищает постройку от влияния атмосферных факторов и красиво выглядит. Это основные отличия материала.

Материалы для изготовления

Сосна и ель подойдет для оформления жилого помещения, лоджии, веранды. Пропитанное смолой дерево хорошо отталкивает влагу, поэтому прослужит долго и надежно. А вот в сауне ее применять не рекомендуется потому, что от высокой температуры выступают горячие и липкие капли с резким хвойным запахом.

Лиственница отличается хорошими прочностными и влагоустойчивыми качествами. Ее можно использовать в помещениях с высокой температурой, например банях или саунах.

Липа и осина имеют приятный и целебный аромат, поэтому жить в комнате с такими панелями – одно удовольствие.

Ольхой можно обшить внутреннее помещение сауны. Она выдерживает температуру до ста двадцати градусов при влажности сто процентов.

Также подойдет для облицовки помещений без отопления таких, как дача, мансарда, терраса, балкон и тому подобное.

Ангарская сосна, кедр и другие виды ценных пород древесины имеют неподражаемый рисунок и цвет, но и стоимость таких панелей довольно высока. Их можно использовать для оформления отдельных частей комнат, гармонично дополняя основную облицовку.

Таким образом, вагонка – один из многих универсальных строительных материалов, который применяется для оформления жилых и вспомогательных помещений как внутри, так и снаружи. А широкий выбор изделий дает возможность подобрать для себя именно то, что гармонично впишется в интерьер любой постройки.

Из следующего видео вы узнаете, как правильно выбрать вагонку.

В статье мы расскажем, как выбрать вагонку для дома, какую вагонку выбрать, поговорим о видах, характеристиках и сортах вагонки. Технология изготовления вагонки , преимущества и способы укладки.

Наиболее удачным и экономически выгодным решением для обшивки внутренних стен строительных конструкций можно назвать вагонку. Мы рассмотрим все типы этого уникального покрытия, а также особенности подбора материалов и непосредственно монтажа. Отметим также, что на рынке представлено множество материалов для "сухой обшивки", однако дерево - это классика, которая будет прекрасно смотреться в помещении с практически любым стилем, а также обеспечит ему экологическую безопасность. Итак, поговорим как выбрать вагонку , а также какую вагонку выбрать , дабы избежать покупки материала низкого качества.

Что представляет собой вагонка?

Заводы, занимающиеся производством строительной древесины, помимо классического бруса, бревен и досок изготавливают и «профилированный погонаж», к которому относится вагонка. Она представляет собой обрезанную доску толщиной от 7 до 20 мм со строганной поверхностью, используемую для обшивки стен помещений. Средняя ширина одной планки составляет от 90 до 150 мм, что позволяет применять вагонку в самых нестандартных комнатах.

Весь современный профилированный погонаж имеет две отличительные черты: наличие паза и гребня на каждой ламели, что облегчает процесс обшивки. Поэтому вагонкой могут называть панели из пластика, МДФ и даже алюминия, однако изначально это имя получили облицовочные материалы из древесины различных сортов. Наиболее распространена в России виды вагонки из сосны, дуба, лиственницы, ольхи и липы.

Как изготавливается вагонка?

Предварительно подготовленное бревно опускают на обрезную доску, где выполняется поперечный распил. Элитные сорта вагонки изготавливаются методом радиальной распиловки, благодаря чему они имеют одинаковую текстуру, тон, геометрическую стабильность и повышенную прочность. Вагонка обоих типов поступает в сушильные камеры, где содержится при высокой температуре в течение 8-12 дней. Благодаря воздействию жара заготовки становятся легче, прочнее, а их устойчивость к различным видам грибка повышается в разы. В процессе сушки влажность досок доводят до показателя в 8-10%, а после она может немного повыситься из-за воздействия внешних факторов, но не больше, чем до 15%.

На третьем этапе производится строжка, в процессе которой станки с фрезами, работающими сразу с четырех сторон, создают профиль изделия, формируют лицевую поверхность вагонки, нарезают гребень и паз. Продольные пазы нарезаются на тыльной стороне, выступающие в качестве компенсаторов температурного расширения, а также необходимые для отвода влаги и вентиляции задней поверхности вагонки.

После этого изделия торцуются и сортируются - в зависимости от дефектов (см. дефекты досок), их делят на несколько штабелей. Некоторые производители ещё и вырезают из поврежденных панелей дефектные участки, чтобы получить продукт высшего сорта. Именно поэтому в продаже бывает вагонка даже с длиной 30 сантиметров. Длинные панели идут на облицовку потолков и стен, тогда как короткие используют для подшивки небольших элементов конструкции.

Для поддержания невысокой влажности изделий их принято паковать в термоусадочную пленку, формируя таким образом пачки по 8-9 ламелей. Чтобы обеспечить вентиляцию, торцы такой упаковки не закрывают.

Преимущества классической вагонки

Перво-наперво следует отметить позитивные качества самой древесины: хорошая тепло- и звукоизоляция; малый коэффициент температурного расширения; высокая степень пластичности.

У самой вагонки преимуществ ещё больше, во многом благодаря её конфигурации. На массу обшивки позитивно влияет штучный характер изделий, минимальная ширина и толщина отдельных ламелей, в результате чего с монтажом вагонки легко справится и один мастер. Из-за небольшого веса нет перегруза несущих конструкций здания, поэтому не нужно дополнительно укреплять фундамент.

Ламели состыковываются на глубину 5-8 мм, благодаря чему можно собрать обшивку, в которой нет щелей-стыков. Более того, при температурных перепадах они тоже не появляются. Именно поэтому вагонку нередко используют для обшивки бань, а также в зданиях без отопления.

Свободное крепление - ещё одно неоспоримое достоинство вагонки, в процессе которого панели фиксируются с помощью кляймеров, прижимающих нижнюю полку замка к основе. Это гарантирует беспрепятственное расширение каждого элемента обшивки по всей длине, в результате чего на поверхности не образуется щелей, деформаций и трещин. Все элементы крепления при этом скрыты - каждый металлический кляймер перекрывается следующей панелью, поэтому в финишных работах нет необходимости.

Итак, какая вагонка лучше ? Так как изготовить вагонку можно из древесины любого сорта, а каждый из них в свою очередь имеет свои преимущества и недостатки, вполне логично, что ламели из разных пород дерева отличаются друг от друга как внешними качествами, так и техническими характеристиками. Так как вопрос эстетики очень субъективный, лучше затронуть второй аспект, с помощью которого можно подобрать вагонку, оптимальную для конкретных условий.

Наиболее радикальны различия между панелями, изготовленными из хвойных и лиственных деревьев. В вагонке, изготовленной из сосны, ели и других хвойных пород, содержится много смол и эфирных масел, исключающих образование грибка. В свою очередь, вагонка из сосны имеет красивую текстуру, легко обрабатывается и служит долго. Еловые изделия имеет высокие теплоизоляционные характеристики, однако может продолжительное время выделять смолу при высокой температуре, поэтому для облицовки в банях используется редко. Правда, можно выбрать обессмоленную вагонку.

В России для отделки бань и саун используют ольховую, липовую и лиственничную вагонку, так как эта древесина после обработки вообще не выделяет смол. Несмотря на то, что эти породы менее долговечны, чем сосна, они всё равно популярны благодаря своей высокой пористости, позволяющей вагонке выдерживать очень высокие температуры. Наиболее прочный и дорогой материал, из которого делают вагонку, - дуб. В копеечку влетят и березовые изделия, но они практически не распространены, так как плохо ведут себя во влажных помещениях.

Различные профили вагонки

Существуют изделия с разными профилями сечения, в которых отличаться может форма граней, размер элементов и конфигурация замка, характеры тыльной и лицевой поверхностей. Основное влияние эти факторы оказывают на внешний вид ламелей, однако и сферы применения вагонки с разными профилями отличаются. Например, обычная евровагонка с увеличенным с лицевой стороны "шипом" образует швы. Грани такой ламели могут быть скругленными - такой тип часто используется для бани - и стандартными. На всей евровагонке обязательно есть вентиляционные канавки с тыльной стороны.

Если ламели реализованы без полки-углубления, такая вагонка не образует швов после монтажа. Если при этом у изделия скругленные грани, форма называется «штиль». Классика с угловатой кромкой позволит создать стены, напоминающие на вид натуральный профилированный брус. Если толщина такой вагонки не больше 25 мм, её нередко называют «имитация бруса». Считается оптимальным вариантом для облицовки фасадов зданий.

Ещё один распространенный вид вагонки - двусторонняя вагонка, в которой паз и шип располагаются по центру торцевых граней, а обе плоскости можно использовать в качестве лицевых. Это значит, что в процессе облицовки мастер может выбрать более удачную текстуру или просто поверхность без дефектов. У двусторонней вагонки есть только один, но существенный недостаток: у неё нет вентиляционных канавок, поэтому в помещениях с повышенной влажностью такие ламели монтировать нельзя.

Интересно, что лицевая сторона вагонки далеко не всегда выполнена в виде плоскости. Дорогие изделия иногда подвергаются процедуре фигурного фрезерования, что носит название «ландхаус». При этом, текстура лицевой поверхности может как просто иметь несколько филёнок, так и быть частью сложнейших пространственных решений. Также выпускают вагонку с резьбой, выполненной с помощью горячего тиснения. Наиболее интересны типы изделий «блокхаус» с имитацией сруба и «американку», выполненную под сайдинг.

Сорта вагонки

При изготовлении вагонки производители определяют сортность в соответствии с отечественными ГОСТами или европейскими стандартами DIN. Но сейчас достаточно часто фирмы руководствуются своими критериями в деле определения качества готовой продукции. При этом, вагонка различных уровней качества производится на одном оборудовании, по абсолютно идентичным технологиям. Разделение изделий по классам и сортам происходит уже после процедуры торцевания, непосредственно перед упаковкой и продажей. По наличию трещин и сучков, смоляных карманов, синевы и непрострогов вагонку принято делить на четыре сорта.

Наиболее дорогая и качественная вагонка называется «экстра», «премиум» или просто «безсучковая», её лицевая сторона абсолютно ровная, однако шероховатости и непростроги могут встречаться на тыльной поверхности, равно как и цветовая неравномерность. Вагонка класса «А», в свою очередь, может, помимо прочего, иметь ещё и сучки до сантиметра в диаметре, но не больше одного на метр изделия. Трещины изредка встречаются, однако не сквозные, а незначительные дефекты обработки могут быть только с тыльной стороны.

На вагонке класса «В» иногда встречаются темные сучки, диаметр которых может достигать трети ширины ламели. На изделиях могут быть небольшие сквозные трещины, а также вскрытые карманы и следы сердцевины. Вагонка класса «С» - как правило, всё, что не попало в другие классы из-за качества. На ней могут быть длинные сквозные трещины, синева, выпадающие и сквозные трещины, непростроги с лицевой стороны. Чаще всего используется для черновой облицовки, так как имеет не самые эстетичные внешние характеристики. Может также встретиться и «D»-класс изделий, которому уж точно не место в жилом помещении.

В целом, несмотря на внешние различия, по долговечности даже «премиум» и «С» не слишком отличаются друг от друга. Всё остальное - чистое дело вашего вкуса, так как далеко не каждому нравится идеально гладкая поверхность. Некоторым она может показаться "неживой".

Чем отличается евровагонка от обычной?

Разумеется, вагонка советского образца - та самая, которая и принесла народное название изделиям современного типа, - со своей влажностью 25%, крошечным замком и толщиной 20 мм больше никому не подходит. Её основная проблема заключается в качестве, но и конфигурация советской вагонки оставляет желать лучшего. Именно поэтому первое появление евровагонки в России было своеобразным триумфом: подрядчики, застройщики и простые люди, ремонтирующие свое жилье, начали скупать её тоннами.

Так как вагонка с маркировкой «евро» производится по европейскому стандарту DIN 68-126, который большинство наших производителей до сих пор игнорирует, она отличается от отечественной практически по всем показателям. Шип евровагонки крупнее, чем у обычной, и достигает 8-10 мм в размере, благодаря чему даже во влажных помещений в облицовке не образуются щели. На тыльной стороне такой вагонки всегда есть вентиляционные канавки, а стандартная толщина панелей не превышает 12,5 мм. Но главное преимущество - несколько вариантов профиля, которые предлагают европейцы.

Требования стандарта DIN 68-126 намного жестче, чем у отечественных ГОСТов. Обработка лицевой поверхности ламели в разы лучше, а если на поверхности и есть живые сучки, они дополнительно обработаны. Паз и гребень отлично состыкуются, а евровагонка любого сорта подвергается принудительному высушиванию до 10-15% влажности, благодаря чему исключается появление деформаций на готовой облицовке. Во время сортировки евровагонки по качеству учитываются не только дефекты самой древесины, но и "производственные травмы" изделий.

Как выбрать вагонку оптимального размера?

Для определения длины ламелей нужно обратить внимание на размеры обшиваемой плоскости, чтобы свести отходы в процессе монтажа до минимума. Так как вагонка может быть длиной от 30 сантиметров до 6 метров, а один шаг составляет всего 10 сантиметров, подобрать оптимальный вариант крайне просто. Обратите внимание: торцевание краев может понадобиться даже для самой качественной вагонки.

С шириной изделий определиться тоже просто, ведь, чем они уже, тем стабильнее, так как слишком широкая вагонка больше склонна к деформациям. Иногда для дополнительного декоративного эффекта для облицовки используют ламели различной ширины. Оптимальной толщиной вагонки для помещений считаются европейские 12,5 мм. Если вагонка будет монтироваться на толстый слой утеплителя или же на фасад, лучше приобрести панели потолще - 15-20 мм в самый раз. Такие ламели прочнее и надежнее, но и стоят дороже.

Отдельная тема - вагонка, сращенная по длине. Она фрезеруется из доски, состоящей из нескольких участков, подогнанных друг к другу по типу распиловки и рисунку, имеющих не одинаковую длину. Соединение элементов осуществляется с помощью клея. Основной плюс такой вагонки - её стабильность при длине до 6 метров, так как на доску почти не оказывается напряжение. Чаще всего она по всем показателям соответствует сорту «Экстра», но минус у неё всё-таки есть: минимальная толщина составляет 15 мм. Применение её для облицовки бани также не желательно из-за того, что в её конструкции использован клей, теоретически способный дать вредные испарения.

Какую вагонку выбрать и избежать покупки материала низкого качества?

На российском рынке представлено несколько сотен производителей вагонки, а качество их продукции далеко не всегда соответствует заявленному сорту. Поэтому единственный способ купить нормальную вагонку - тщательно осмотреть её, обратив внимание на каждую мелочь. И начать стоит с упаковки. Если изделия продаются в пленке, это первый "звоночек", который может говорить о низком качестве. Так как продавец вряд ли разрешит разорвать упаковку, чтобы вытащить из её центра панель, идеальными могут оказаться только две крайние ламели. Кстати, если производитель закрывает с помощью стрейч-пленки торцы, это может сказаться даже на состоянии очень хороших изделий - из-за отсутствия вентиляции повышается их влажность.

Если возможность имеется, осмотрите внимательно панель. Достаточно часто она может быть слегка искривлена, что говорит о нарушенной технологии производства или неправильном хранении. Такую вагонку приобретать нельзя, так как её будет трудно смонтировать, а из-за напряжения со временем она всё равно выскочит из замка. Если же панель выглядит ровной, тщательно прощупайте лицевую поверхность и осмотрите её под боковым освещением. Поперек доски могут обнаружиться волны.

Особенное внимание обратите на паз и гребень - на них не должно быть трещин, сучков и сколов. Желательно при осмотре товара иметь с собой кляймер, который можно сразу же вставить на полку паза. Иногда в нем обнаруживаются волны, из-за которых кляймер невозможно разместить в нужной позиции. Попробуйте соединить между собой несколько ламелей, проследив за тем, чтобы они не собирались слишком туго. Если в торговой точке имеется прибор для измерения влажности вагонки, обязательно им воспользуйтесь!

Особенности монтажа и сферы применения вагонки

На основной поверхности для монтажа вагонки обычно собирают деревянные каркасы, в которых расстояние между несущими профилями должно составлять от 40 до 60 см. Иногда каркас делают из оцинкованных профилей, но в этому случае для закрепления кляймеров нужно использовать не гвозди, а заклепки или маленькие саморезы по металлу.

Укладывать ламели можно как вертикально, так и горизонтально - всё зависит от дизайнерской идеи. Но первый вариант оптимален для влажных помещений, так как при вертикальном расположении компенсационные пазы отлично справляются с отводом конденсата. При горизонтальном типе обшивки исключается попадание влаги в замок ламели, что отлично подходит для облицовки фасадов. Также второй тип укладки часто применяется для зашивки деревянных и металлических перегородок. Интересный декоративный эффект выходит при монтаже вагонки диагонально, но в этом случае могут возникнуть проблемы с экономичным монтажом.

Вагонку рекомендуют монтировать с зазором к ограждающей конструкции до 10 мм, а после монтажа наружные и внутренние углы лучше закрыть деревянными доборными изделиями. Для этого можно использовать льняной, джутовый или пеньковый канат, которые отлично сочетаются с деревом и помогает герметизировать зазоры, повторяя любые криволинейные поверхности. Лучше всего выбирать канат, если вагонка примыкает к блокхаусу или настоящему срубу. Более подробно о том, как обшить вагонкой стены читайте в другой нашей статье.

Цены на вагонку

Несмотря на то, что материалы этого типа считаются погонажными, вагонку чаще продают квадратными метрами. Если выбирать отечественного производителя, предлагают в основном вагонку из местных сортов дерева, однако существует возможность изготовить под заказ экзотический и баснословно дорогой вариант - например, из красного дерева. На цену вагонки влияет её сортность, порода дерева, ширина и длина, толщина.

Самая экономичная вагонка - сосновая, её цена начинается со 170 рублей за квадрат. Лиственница - вторая по дороговизне, но разница ощутима, ведь обойдется она уже в 400 рублей. Липа стоит ещё дороже - от 500 рублей, да ещё и только в случае использования недорогих сортов. Ольховая вагонка класса «А» обойдется минимум в 700 рублей за квадрат, а дубовая - от полутора тысяч!

Так как вагонка классов «А» и «В» по внешним данным чаще всего отличаются не слишком сильно, различие в цене на них составляет примерно 20-25%, тогда как изделия класса «С» обычно стоят в несколько раз дешевле. Приобретая для узких конструкций короткие ламели на 0,3-1 метр, можно сэкономить, так как они дешевле полноразмерных в среднем на 25%. И помните: чем толще вагонка, тем она дороже.

Чтобы правильно определиться с выбором материала для облицовки, следует разобраться, чем отличается вагонка от евровагонки. Ведь именно эти материалы позволяют создать благоприятный микроклимат в помещении, исключить вероятность негативного воздействия окружающей среды снаружи и красиво выглядят.

Строительные материалы, для производства которых используется древесина, привлекают качественными характеристиками для использования в различных целях. О них и пойдет речь в данной статье.

Сходство и различие качества вагонки и евровагонки

Характеристики вагонки и евровагонки

Давайте выясним, чем ещё чем вагонка отличается от евровагонки. Для производства нового материала используются более ценные породы дерева, что, естественно, отражается на внешних характеристиках материала и его стоимости.

Основные характеристики, которые имеет вагонка и евровагонка – отличия и особенности:

  1. Размер .
    Основными отличительными признаками являются размеры «родственных» материалов.
    1. Новый материал (в миллиметрах):
      • 12,5х96х2100
      • 12,5х96х2400
      • 12,5х96х2500
      • 12,5х96х2700
      • 12,5х96х3000
      • 12,5х96х6000
    2. Вагонка по ГОСТ 8242-88:
      • 20х96х6000
      • 20х120х6000
      • 20х130х6000
      • 20х145х6000
      • 20х195х6000
  1. Длина крепления . Существует несколько разновидностей профиля вагонки.
    Наиболее востребованными считаются:
    • глубокое пазогребневое соединение;
    • выборка с внутренней стороны доски.

По профилю евровагонка и вагонка отличаются размером шипа:

  • новый материал - 9 мм,
  • вагонка - 5 мм
  1. Влажность вагонки достигает 8 - 12% или 25-35%, нового материала колеблется в пределах 12 %.
  2. Продольные вентиляционные выемки .

Как говорилось выше, евровагонка имеет более глубокие пазы, что исключает вероятность образования щелей и трещин.

Расчет

Проще всего производить расчет вагонки в квадратных метрах. При необходимости отделки оригинальных дизайнерских проектов, общую площадь стен помещения делят на части – участки, составляющие одну плоскость. Затем ширину плоскости делят на рабочую ширину доски, исключая ширину паза.

Желательно, чтобы длина плоскости была кратной длине доски. Т.е. при высоте помещения 2 м не стоит брать традиционную доску длиной 2,5 или 3 м, чтобы не оставались невостребованные обрезки. Но при наличии ещё одной плоскости высотой в 1 м, например, в мансардном помещении, доска в 3 м будет в самый раз.

Важно. Обычно все пиломатериалы продаются объёмами, кубометрами.
Т.к. новый материал более тонкий, в кубометре насчитывается больше досок, следовательно, их хватает на облицовку большей поверхности, чем вагонки.
Это обстоятельство вполне компенсирует более высокую цену.

Отличительные черты евровагонки

Распространены следующие варианты изготовления наружной части нового материала:

  • «Стандарт»
  • «Мягкие линии»

Показатели влажности евровагонки исключают образование сколов, зазубрин, потерю эстетических качеств; деформацию в процессе эксплуатации и монтажа; синевы в период хранения.

Производство нового материала возможно только на новейшем современном оборудовании, посредством которого возможно добиться идеальной поверхности материала.

Сочетание внешних характеристик, простоты монтажа обеспечили евровагонке уверенную позицию лидера среди всех строительных материалов.

Работать с евровагонкой значительно проще, чем с вагонкой, для которой необходима предварительная обработка.

  1. Обессмоливание древесины, осуществляемое посредством обезжиривания поверхности:
    • на сосновую вагонку наносят раствор ацетона (25%),
    • смочив в теплой воде ветошь, протирают поверхность,
    • оставляют до полного высыхания.
  2. Устранение косметических дефектов: сколов, трещин, выбоин. Осуществляется этот процесс с помощью специальной шпатлевки, замазки, которые наделены декоративными свойствами: имитируют сосну, ель, ясень, дуб.

Обшивка стен помещения

Монтаж осуществляется предельно просто, благодаря схеме крепления. Рекомендуется в качестве промежуточного слоя между евровагонкой и брусками, к которым она крепится, поместить утеплитель, бруски покрыть пергамином. При проведении работ своими руками старайтесь крепить доски в пазах.

Важно!
Прежде чем приступить к непосредственной работе с евровагонкой, необходимо закончить работу с проводкой, проложить вентиляционные каналы.
Для проводов лучше использовать металлические кабель-каналы, такой вариант обеспечит пожаробезопасность.

Определиться со способом укладки материала можно, исходя из своих вкусов и параметров помещения. При этом следует помнить, что вертикальное расположение вагонки зрительно увеличивает высоту помещения, но скрадывает горизонтальные размеры, и наоборот.

Однако, светлый тон древесины позволяет тесному помещению выглядеть немного просторнее.

Краткая инструкция по выглядит следующим образом:

  1. Начинать работу следует с угла. В гребне сверлятся отверстия диаметром до 2 мм в тех местах, которые попадают на обрешётку – бруски, к которым крепится вагонка.
  2. Доска прикладывается к обрешётке пазом к краю.
  3. Вставляете саморез в отверстие в гребне и прикручиваете доску к обрешётке.
  4. Берёте вторую доску, прикладываете её к обрешётке на расстоянии 2-3 см от первой доски и аккуратно вдвигаете гребень в паз.
  5. Тихонько подбиваете киянкой для уплотнения.
  6. Сверлите отверстия во второй доске, укрепляете её саморезом.

В заключение

Описываемые материалы достаточно часто используются для отделки балконов и лоджий, обеспечивая звуко-, теплоизоляцию. Для отделки поверхности следует использовать защитное средство, предотвращающее негативное воздействие солнечных лучей и атмосферных осадков.

В представленном видео в этой статье вы найдете дополнительную информацию по данной теме.